ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.5. Призывающая к действию речь

Слушателя призвали к действию: к новому, к продолже­нию или прекращению прежнего. Следовательно, его убе­дили. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; дей­ствие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутству­ющих.

Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактиче­ские данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх этого ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заста­вить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор.

Ежедневно мы просим других сделать что-либо. Один студент обращается к другому: «Пойдем в кино». Это крат­кий призыв к действию. Продавец спрашивает покупателя: «Не угодно ли еще что-нибудь?». Он подсказывает желатель­ное для него действие покупателю. О чем ораторы могут просить аудиторию? Даем типичные примеры публичных призывов.

В выступлениях на коммерческие темы характерны призывы распространять страховые полисы, проспекты вложения капитала, книги и сотни других предметов, о которых коммерсант держит речь на собраниях.

Призывы оказать поддержку направлены в пользу местных благотворительных обществ, организаций Красного Креста, церкви и иных религиозных групп, школы, организаций по борьбе с туберкулезом (и дру­гими заболеваниями), кампаний по оказанию помощи бедствующему населению в других странах.

Политические призывы относятся к голосованию за того или иного кандидата на официальный пост, за до­рожное строительство, за бесплатные школьные завт­раки, за устройство городского парка и другие мероп­риятия, а также к подписанию петиций о введении ре­форм в общине или студенческом городке.

Призыв принять активное участие касается клубной работы, деятельности религиозной общины или школы; можно также предлагать прочесть книгу, посмотреть фильм, театральную постановку, послушать специаль­ный курс или заняться спортом.

Обращения, относящиеся к личному поведению, за­трагивают вопросы улучшения навыков обучения, при­вычек, связанных со здоровьем, речью, питанием; .при­зывают не курить, заниматься физическими упраж­нениями, нормально спать, бороться с дурными настроениями, поставить себе в жизни цель, приобщиться к наслаждению музыкой, быть честным, беско­рыстным, учтивым, гуманным, сдержанным, смелым и т. д.

При выборе агитационной темы нужно проверить ее со­держание с точки зрения следующих признаков.

а) Вызовет ли она достаточный интерес?

Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших воззрений. Неко­торые вопросы даже не задевают внимания слушателей. Как и во всех речах, имеющих целью убедить в чем-либо, тема должна быть актуальна. Во время второй мировой войны граждане одного города не отзывались на обращения при­нять участие в кампании по организации новой спортивной площадки. Тогда вопрос казался им неподходящим. Показа­телем достаточного интереса к вашему предложению будет потребность слушателей поддержать его. Не ждите, что любая тема, стоит только ее огласить, встретит готовое вни­мание. Дело в том, сможет ли она в развитом виде дать по­чувствовать слушателю, что вопрос идет о срочных полез­ных и желательных действиях.

б)  Способны ли слушатели к действию?

Определите, способны ли слушатели к действиям, кото­рые вы рекомендуете. Например, вы хотите, чтобы они -при­няли участие в общенациональных выборах, а они не обла­дают возрастным цензом*.

Какой смысл предлагать им приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сделали то, о чем их просят? Зачем, например, убеждать студентов заняться искусством речи, если они приступили к этим занятиям?

в) Не слишком ли сильна оппозиция?

В аудитории можно встретить такое внутреннее противо­действие, при котором прямой призыв только навредит. Должна быть по крайней мере вероятность, что хоть некоторых слушателей можно убедить. При таком положении необходи­мо проявить большую осторожность: многое зависит от су­щества предмета и от поставленной вами цели. Следует уяс­нить себе, сколько времени, энергии, денег затратят слуша­тели, следуя вашему призыву, и пойдут ли они на это. А пойдут ли они, определяется благами, материальными, нрав­ственными, общественными, которые, по вашим словам, они получат. Именно блага и побуждают их к действию.

Как и в речи, имеющей целью только убедить, вы уже добились успеха, если вам удалось воздействовать на двух-трех участников собрания. Это будет справедливо в отноше­нии политического оратора, которому в аудитории, состоя­щей из представителей оппозиционной партии, удалось зару­читься хотя бы несколькими голосами. На распродажах одна покупка из двадцати-тридцати возможных окажется удачей. Но если вы пришли к заключению, что призывом вы только обострите оппозицию, необходимо на данный момент по­жертвовать агитационной целью в пользу чисто информацион­ной беседы, имеющей отношение к вашим конечным целям. Например, вместо того чтобы склонять слушателя к содейст­вию государственному контролю за продажей спиртных на­питков, можно только подчеркнуть нужду штата в дополни­тельных доходах и объяснить, как осуществляется такой контроль в других местах. Таким образом, сегодня вы подго­товите почву, завтра бросите семена, и, наконец, наступит день, когда вы снимете урожай.

Сдержанно, с большим тактом следует подходить к те­мам, связанным с чтимыми традициями, правилами морали, религией, личными привычками - это чувствительные и лег­ко уязвимые места. Президент Франклин Д. Рузвельт, по об­щему признанию великолепный стратег в вопросах организа­ции общественного мнения, ни в 1935 году, ни в 1939 году, когда война уже разразилась в Европе, никогда прямо не призывал поднять оружие против Германии и Японии. Вме­сто этого шаг за шагом, по мере того как складывалась уве­ренность в успехе мероприятия, он добивался сначала созда­ния флота на двух океанах, затем отказа от политики нейт­ралитета в торговле с заграницей, наложения эмбарго на агрессоров и, наконец, всеобщей воинской повинности и т. д. С другой стороны, в смелых попытках 1936 года укомп­лектовать Верховный суд своими людьми он недооценил силы оппозиции и потерпел неудачу. Но нельзя совершенно избегать антагонизма: некоторые враги помогут вам приоб­рести друзей. Слушатели ценят в ораторе смелость.