ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
5.2. Длительность звучания
Когда вы произносите «ночь напролет», какое здесь более длинное слово? В печати -- «напролет», а в речи -- «ночь». В противоположность манере некоторых читать стихи слог, хотя и представляет звуковую единицу, не является определенной единицей времени. Слоги и слова, подобно аккордеону, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отно-. шении зависит от их значения и выражаемых ими чувств. Обратите внимание, насколько различны значения простого «О!» при разной длительности его произнесения.
Длительность слогов (запомните - не слов), представляющих звуковые единицы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Сравните длительность ударного слога с длительностью безударных в слове «напролет».
Нервные, порывистые, не допускающие инакомыслия и возражений ораторы для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате неприятная для слуха резкость: оратор действительно «так и режет». Впечатление получается неблагоприятное; благодаря подобной манере не только речь приобретает монотонный характер - само звучание становится нечистым и далеко не таким приятным, как в певучей речи. Произнесите следующую фразу, выразительно выделяя основные слова сначала путем форсирования звука, а затем переходя к незначительному затягиванию:
Сколько пережитого за длинный год жизни можно уместить в один-единственным час?
Длительность звучания отражает не только относительное значение слов в фразе, но и глубину переживания. Произнесите следующие предложения сначала просто как фактические замечания, затем с глубоким чувством:
Здесь небо такого синего цвета, какого я никогда не видал.
Дождь только досаждал, но дождь со снегом просто был невыносим.
Продолжительность звучания отражает и некоторые смысловые оттенки. Мысль о поспешности или неотложности находит выражение в сравнительной продолжительности основных слов: «Да иди скорей!» Указание на неторопливое, неповоротливое движение или на большой охват времени и пространства требует протяжного звучания: медленно, нога за ногу, вразвалку; широкое и глубокое, как океан; бесконечное путешествие. Многие ораторы выговаривают свыше тысячи лет, как будто речь идет о двух днях, или -широкие, бескрайние равнины, как если бы говорилось о пространствах одного квартала. Степень протяженности указывает на затаенные чувства и нескрываемое волнение. Сравните следующие предложения:
Он был слегка опечален.
Он был в крайнем отчаянии.
Контраст также можно выразить темпом:
Открыв дверь в коридор, я увидел не одно, а три тела.
Малоопытные ораторы, пытаясь придать словам большую выразительность, часто неправильно выделяют слова, которые должны быть сказаны без нажима. Как ни выразительна фраза: «Это самое худшее, что вы могли сделать!» - акцентируются только два слова, а слова -- это и что вы. могли сделать должны быть сказаны легко и быстро. Правило, что невыделяемые слова никоим образом не должны подчеркиваться, касается в большинстве случаев союзов, предлогов, вспомогательных глаголов.