ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


5.2. Длительность звучания

Когда вы произносите «ночь напролет», какое здесь более длинное слово? В печати -- «напролет», а в речи -- «ночь». В противоположность манере некоторых читать стихи слог, хотя и представляет звуковую единицу, не является опреде­ленной единицей времени. Слоги и слова, подобно аккордео­ну, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отно-. шении зависит от их значения и выражаемых ими чувств. Обратите внимание, насколько различны значения простого «О!» при разной длительности его произнесения.

Длительность слогов (запомните - не слов), представля­ющих звуковые единицы, разнообразна, как звучность голо­са, в зависимости от ударений и выразительности. Сравните длительность ударного слога с длительностью безударных в слове «напролет».

Нервные, порывистые, не допускающие инакомыслия и возражений ораторы для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате неприятная для слуха резкость: оратор дейст­вительно «так и режет». Впечатление получается неблагоп­риятное; благодаря подобной манере не только речь приоб­ретает монотонный характер - само звучание становится не­чистым и далеко не таким приятным, как в певучей речи. Произнесите следующую фразу, выразительно выделяя ос­новные слова сначала путем форсирования звука, а затем переходя к незначительному затягиванию:

Сколько пережитого за длинный год жизни можно уместить в один-единственным час?

Длительность звучания отражает не только относитель­ное значение слов в фразе, но и глубину переживания. Про­изнесите следующие предложения сначала просто как фак­тические замечания, затем с глубоким чувством:

Здесь небо такого синего цвета, какого я никогда не видал.

Дождь только досаждал, но дождь со снегом просто был невыносим.

Продолжительность звучания отражает и некоторые смысловые оттенки. Мысль о поспешности или неотложно­сти находит выражение в сравнительной продолжительности основных слов: «Да иди скорей!» Указание на неторопливое, неповоротливое движение или на большой охват времени и пространства требует протяжного звучания: медленно, нога за ногу, вразвалку; широкое и глубокое, как океан; беско­нечное путешествие. Многие ораторы выговаривают свы­ше тысячи лет, как будто речь идет о двух днях, или -широкие, бескрайние равнины, как если бы говорилось о пространствах одного квартала. Степень протяженности ука­зывает на затаенные чувства и нескрываемое волнение. Сравните следующие предложения:

Он был слегка опечален.

Он был в крайнем отчаянии.

Контраст также можно выразить темпом:

Открыв дверь в коридор, я увидел не одно, а три тела.

Малоопытные ораторы, пытаясь придать словам большую выразительность, часто неправильно выделяют слова, кото­рые должны быть сказаны без нажима. Как ни выразительна фраза: «Это самое худшее, что вы могли сделать!» - акценти­руются только два слова, а слова -- это и что вы. могли сделать должны быть сказаны легко и быстро. Правило, что невыделяемые слова никоим образом не должны подчерки­ваться, касается в большинстве случаев союзов, предлогов, вспомогательных глаголов.