ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.2. Дедуктивный план

Вообразите, что вам нужно убедить товарищей по круж­ку искусства речи пойти на русский балет, дающий пред­ставление в вашем студенческом городке. Допустите далее, что только немногие из ваших слушателей знают, что такое балет. Задайте себе вопрос: «Что может убедить их пойти на балет? Не следует ли доказывать, что балет -- вообще за­служивающее внимание зрелище? Вряд ли. Выходит, что по­сещение балета -- нечто похожее на обязанность. Не стоит ли представить доказательства, что балет •- приятное зрели­ще, чтобы убедить их посетить его? Пожалуй. Но не должен ли я рассказать им о данном балетном представлении? Разу­меется». Рассуждая таким образом, вы становитесь на путь дедукции. Вам остается сказать так:
 
Если хорошее балетное представление доставляет удовольствие и если это хороший балет, мои слушате­ли получат удовольствие, посетив его.

Таким образом, вы напали на план речи. Придайте ему форму силлогизма, как показано в следующем примере:.

Большая посылка: Хорошие балетные представле­ния доставляют удовольствие.

Малая посылка: Объявленное представление рус­ского балета хорошее.

Заключение: Отсюда следует, что представление до­ставит удовольствие.

Может быть, вам заблагорассудится несколько изменить формулировку этих стадий рассуждения, однако согласитесь, что главными разделами вашей речи должны быть две посылки.

Дедуктивный процесс часто называют рассуждением, ис­ходящим из принципа. Именно таковы рассуждения, в кото­рых исходный пункт покоится на авторитете обычая, тради­ций и закона. Призывы в таких рассуждениях предполагают стремление люден подчинять свои убежделия и действия принятым правилам поведения. Поэтому призывы к чувству чести, долга, патриотизма, гражданской гордости и так да­лее легко изложить в виде доводов, основанных на общепри­нятом положении или на авторитетном указании. Например:

Конкретная цель оратора (заключение силлогизма): Наши местные детские клубы должны быть в числе бес­платных мероприятий, проводимых за счет общинного фонда.

Основные разделы главной части речи:
1.  Большая посылка: Бесплатные мероприятия, име­ющие важное значение для будущего общины, должны проводиться за счет ее фонда.
2.  Малая посылка: Местные детские клубы имеют важное значение для будущего общины.




Назад
Продолжение
Вернуться в оглавление