ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


5.2. Порядок дня

Порядок дня (повестка) собраний должен отвечать особым потребностям группы. Группе, занимающейся искусством речи и организовавшей клуб, не следует перегружать повестку регулярным чтением протоколов, частыми отчетами комиссий, словом, всем, что не содействует осуществлению задач клуба. Порядок дня у большинства организаций следующий:
 
а)  открытие собрания;
б)  чтение протокола;
в)  отчеты постоянных комиссий;
г)  отчеты специальных комиссий;
д)  незаконченные дела;
е)  новые вопросы;
ж)  разное: об объявлениях, речах, развлечениях и т. д.;
з)  объявление о перерыве или закрытии.

Процедура данного порядка дня иллюстрируется следующим кратким примером.
Председатель: Собрание открыто. Прошу соблюдать порядок. Приступаем к чтению протокола прошлого собрания.
Секретарь встает и читает протокол.
Председатель: Нет добавлений и поправок?
Один из участников собрания встает и обращается к председателю.
Председатель называет собранию имя выступающего, если его не все знают, или просто подает знак, предоставляя слово. Говорить следует стоя.
-- Г-н председатель! Имя гостя, выступавшего на последнем собрании, было...., а не...., как указано в протоколе...
Председатель: Правильно. Секретарь исправит. Есть другие поправки и дополнения?.. Протокол считается утвержденным.
Секретарь вносит в протокол поправки и скрепляет его как утвержденный.
-- У нас на очереди отчет финансовой комиссии.
До отчетов постоянных комиссий может быть заслушан доклад казначея пли другого уполномоченного лица.
Председатель финансовой к о м и с с и и: Г-н председатель! Финансовая комиссия представляет следующий отчет...
Оглашается отчет.
Председатель: Если нет возражений, отчет принимается. Нет ли отчетов других постоянных комиссий? Готова ли отчитаться специальная комиссия по организации банкета?
Председатель комиссии по организации банкета: Г-н председатель! Комиссия по организации банкета представляет следующий отчет...
Оглашается отчет и вносится предложение:
Я предлагаю принять рекомендуемые в отчете мероприятия.
Председатель: Есть иные предложения?
Участник собрания: У меня имеется предложение.
Председатель: Требуется какое-либо обсуждение?
Участник собрания: Г-н председатель! Я предлагаю, чтобы в плане мероприятий было указано «суббота» вместо «пятница» в том месте, где говорится о дате банкета.
Председатель: Следующее предложение?
Член комиссии: Г-н председатель! Комиссия обсуждала вопрос об устройстве банкета на вечер в субботу, но оказывается, в субботу вечером -- концерт.
Председатель: Откроем прения?
Несколько участников собрания, имея в виду, что следует сразу приступить к голосованию, заявляют:
Начните опрос.
Поскольку нет желающих взять слово, председатель предлагает приступить к голосованию.
-- Те, кто за поправку (в случае надобности он повторяет ее), заявляют «да», кто против •- «нет». Поправка отклоняется.
-- Угодно ли проголосовать первоначальное предложение^"
Поскольку никто не просит слова, председатель предлагает проголосовать.
- Предложение принято. Комиссия приступит к проведению плана по организации банкета, как было намечено собранием.
-- Нет ли незаконченных дел?
Имеются в виду некоторые предложения, вопрос о которых не решен на предыдущем собрании.
-- Нет ли новых вопросов? Нет ли каких-либо заявлений?
Если, например, намечена программа развлечений, избирается в качестве председателя организатор программы или другое уполномоченное лицо. В таком случае председатель заявляет:
-- Передаю функции председателя организатору.
Если по обсуждении программы больше нет вопросов, за исключением вопроса о закрытии собрания, председатель просто объявляет:
-- Собрание закрыто.
Он может спросить, нет ли предложений по вопросу о закрытии. Так как подобные предложения не дебатируются, их ставят прямо на голосование.




Назад
Продолжение
Вернуться в оглавление