ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


3. ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ В ОСНОВНОМ ПОХОЖА НА ОБЫЧНУЮ БЕСЕДУ

Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. И все же многие обнаруживают робость, когда их просят выступить...«Да чтоб я смог ска­зать речь?» Абсурд! Ведь они ежедневно произносили целые речи, начиная со второго года жизни. Большинство неопыт­ных ораторов, когда приходится обращаться к аудитории, считает необходимым вести себя так, словно успех зависит от того, насколько далеки будут их язык, жесты, голос от обычных, приобретенных за годы разговорной практики. Но ничто так не вредит успеху. Для подобного представления о публичном выступлении характерны, например, неестествен­ная поза, отсутствующий взгляд, банальности и заминки вроде:

На меня выпала... э... выдающаяся честь обратить­ся... э... к вам по данному поводу. Проблема, стоящая перед вами... э... э...- это тема, близкая нашим сердцам... то есть... разуму и сердцу...

На публичную речь больше уже не смотрят как на изящ­ную словесность; подобно всякому устному общению, она -средство к цели, а не самоцель. Следовательно, ни для кого, даже для профессионального оратора, нет оснований счи­тать, что он как бы выставлен на показ. Внимание направле­но всегда на то, что должно быть сказано, а не на самого оратора.

Публичная речь должна обладать качествами хоро­шего собеседования с некоторыми поправками в отноше­нии голоса, манер и темы для полного соответствия с об­становкой выступления. Каковы отличительные черты не­принужденной беседы? Понаблюдайте внимательно двух-трех интеллигентных людей, занятых обсуждением интерес­ной темы. Здесь нет и следа застенчивости; здесь полная серьезность и прямолинейность; один смотрит другому пря­мо в глаза, фигуры склоняются друг к другу; вспыхивающий взор, мимика, движения головы, плеч, рук, кистей подчерки­вают их замечания. Чувство общения, связывая собеседни­ков, подобно электрическому току, поддерживает их взаим­ное внимание.

Закройте глаза, прислушайтесь к звукам. На вас произве­дет впечатление большой диапазон их высоты, звучности, темпов и несомненный ритмический характер. Наиболее зна­чительные слова произносятся громче, уступая место сдер­жанному звучанию. Здесь много коротких фраз включитель­но до вопросов, восклицаний, но слышны и длинные предло­жения с соразмерными паузами. Это и есть разговор по душам... Молодые люди студенческого возраста могут смело начать с него. Где бы ни возникали подобные беседы, они -наилучшее в нашем жизненном опыте. Мы дорожим ими, годы спустя ясно вспоминаем, что было сказано, и снова на­ходимся под впечатлением идей, которыми когда-то обменя­лись.

Но что нередко происходит с силой живого общения, ког­да приходится выступить перед аудиторией? Здесь те же элементы: захватывающая тема, слушатели в ожидании, пе­ред ними оратор, все у него наготове. Но нет какой-то искорки, что-то расхолаживает, нет подъема. По общему правилу, трудность положения нельзя объяснить только одним обсто­ятельством. Отчасти это результат монотонного голоса или невыразительного взгляда, устремленного не на слушателей, но в окно, на потолок или на пол. Может возникнуть ощу­щение, что выступающий говорит не свое, а что-то подхва­ченное на лету и даже не особенно занимающее его. Через минуту-две слушатели устало откидываются на спинку сиде­ний или начинают возню, и тогда только что-нибудь ошелом­ляющее может спасти положение. Но это случается редко.

Располагает ли оратор, выступающий перед аудиторией, теми возможностями, какими обладает интересный собесед­ник? В некотором смысле, пожалуй, нет. Аудитория обычно шире, чем группа, поглощенная беседой, и оратор должен заинтересовать большее количество людей. Обстановка поч­ти всегда более официальная, и оратор менее знаком со сво­ими слушателями. Поэтому свои замечания он делает с ос­мотрительностью. Здесь он должен остерегаться многих лич­ных и неожиданно возникающих высказываний, которые помогают ему чувствовать себя непринужденно в частной беседе. Необходимость все время придерживаться предмета обсуждения - главная трудность, не встречающаяся в бесе­де. Присоединяются и чисто физическая проблема, как доне­сти свой голос до всей обширной аудитории, и вполне понят­ная застенчивость у начинающих ораторов.

Впрочем, многие из кажущихся трудностей могут обра­титься в преимущества. Ряды обращенных на вас лиц с вы­ражением ожидания, которые вначале нагоняют страх, впоследствии станут вызывать воодушевление и ощущение силы. Самая необходимость говорить громче освободит ора­тора от чувства связанности и поднимет эмоциональный строй речи. В большой и сплоченной аудитории заразитель­ность идей и чувств может стать значительным преимущест­вом для оратора, если он даст ей случай проявиться. Чело­век в массе будет смеяться или плакать над тем, что не про­извело бы на него никакого впечатления, если бы он был один.

Непрерывность изложения в публичной речи придаст ей исчерпывающий характер и все нарастающую мощь, которые невозможны в беседе. Кроме того, разговорный обмен мне­ниями только внешне отсутствует во время публичного вы­ступления. Если оратор действительно будет обращаться к публике и говорить со слушателями, а не при них, он почув­ствует, как возникает взаимное общение. Каждый, кого вдохновило неодолимое желание выступить,- а только не­многие не испытали этого,- вспомнит радостное чувство со­вместного творчества, хотя бы говорил только оратор. В ито­ге, если есть что сказать и потребность поделиться со слу­шателями, то почему нельзя выступить в официальной обстановке так же хорошо, как и в обычной?

Следовательно, понадобится лишь несколько довольно простых приемов, чтобы придать речи характер публичного выступления. По своему усмотрению вы будете считаться с ними в зависимости от каждого отдельного случая, как дела­ется в частной беседе. Всегда старайтесь избегать нарочи­тых манер заправского говоруна. Если обстановка более или менее неофициальная, держитесь попроще. Например, на де­ловом совещании или на заседании комиссии нет надобности говорить стоя. Если вы хорошо знакомы с вашими слушателями, язык будет проще; вы сможете обращаться к отдельным лицам, называя их по имени; в своих высказыва­ниях вы станете прибегать к соображениям, возникающим на ходу, чаще, чем, например, в личной беседе с админист­ратором, к которому вы обращаетесь за работой.

Эти указания не имеют специфического характера: не бывает ни тождественных положений, ни совершенно одина­ковых ораторов. Индивидуальные особенности так же важны при общественных выступлениях, как и в частной жизни. Поэтому будьте самим собой. Стремитесь свободно выразить все наиболее действенное в вашей личности. Никогда не пы­тайтесь подражать манерам других ораторов. Притягатель­ная сила большинства крупных ораторов в том, что они не­повторимы.