ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1.2. Подбирайте уместную тему

Настроение публики зависит от места и времени. В ауди­тории оно одно, в частной жизни -- другое. В быту слушате­ли примут как вполне естественную вещь то, что в аудито­рии им покажется скучным, смешным или даже будет шоки­ровать. Настроение меняется в зависимости и от момента.

На собрании, посвященном годовщине рождения Лин­кольна, уместны выступления на темы: «Юмор Линкольна», «Линкольн как политик», «Что делал бы Линкольн, если бы жил в наши дни?» -и другие, связанные с личностью Лин­кольна. На сборе спортсменов или на политическом митинге потребуются темы, отвечающие текущим интересам и умонастроению собравшихся. Если вы не учтете обстановки, то будете выбиты из колеи. Например, люди, собравшиеся на банкет, даже физически неспособны к восприятию солидных выступлений на серьезные темы.

Все же, хотя и следует идти навстречу публике, уступать ей во всем нельзя. Официальный повод следует использо­вать как исходный пункт для развития темы, которая сама по себе может стать интересной и важной. Нередко повод имеет для слушателей только случайное значение. Многие пришли потому, что было нужно, или потому, что необду­манно пообещали прийти. Ораторы в актовых и юбилейных речах все еще «считают своей обязанностью» говорить при­вычные и наскучившие вещи на темы, вроде «Долг моЛоде-жи», «Стопроцентный американизм» или «Критический момент». Слушателя непрерывно бомбардируют разглаголь­ствованиями на избитые темы, утратившие подлинное значе­ние и представляющие пустоту, заполняемую случайно при­шедшими в голову мыслями. На политических собраниях большинство выступающих поддается очередной истерии. Редко случается, чтобы на них честно и созидательно прора­батывался поставленный вопрос. На ораторов нападает сверхусердие, которое приписывал англичанам Маколей, ут­верждая: «Через каждые шесть-семь лет наши достоинства становятся просто невыносимы».

Цель и характер выступлений по многим поводам должен избрать сам оратор. Особенно это относится к выступлени­ям в классе. Ваше прямое дело -- заставить аудиторию за­быть, что она только группа ваших товарищей по занятиям. Вам принадлежит особое право создать обстановку, под­ыскать тему, которая подняла бы аудиторию над школьной рутиной, и увлечь слушателей в заманчивый полет вашего духа.