ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
1.2. Подбирайте уместную тему
Настроение публики зависит от места и времени. В аудитории оно одно, в частной жизни -- другое. В быту слушатели примут как вполне естественную вещь то, что в аудитории им покажется скучным, смешным или даже будет шокировать. Настроение меняется в зависимости и от момента.
На собрании, посвященном годовщине рождения Линкольна, уместны выступления на темы: «Юмор Линкольна», «Линкольн как политик», «Что делал бы Линкольн, если бы жил в наши дни?» -и другие, связанные с личностью Линкольна. На сборе спортсменов или на политическом митинге потребуются темы, отвечающие текущим интересам и умонастроению собравшихся. Если вы не учтете обстановки, то будете выбиты из колеи. Например, люди, собравшиеся на банкет, даже физически неспособны к восприятию солидных выступлений на серьезные темы.
Все же, хотя и следует идти навстречу публике, уступать ей во всем нельзя. Официальный повод следует использовать как исходный пункт для развития темы, которая сама по себе может стать интересной и важной. Нередко повод имеет для слушателей только случайное значение. Многие пришли потому, что было нужно, или потому, что необдуманно пообещали прийти. Ораторы в актовых и юбилейных речах все еще «считают своей обязанностью» говорить привычные и наскучившие вещи на темы, вроде «Долг моЛоде-жи», «Стопроцентный американизм» или «Критический момент». Слушателя непрерывно бомбардируют разглагольствованиями на избитые темы, утратившие подлинное значение и представляющие пустоту, заполняемую случайно пришедшими в голову мыслями. На политических собраниях большинство выступающих поддается очередной истерии. Редко случается, чтобы на них честно и созидательно прорабатывался поставленный вопрос. На ораторов нападает сверхусердие, которое приписывал англичанам Маколей, утверждая: «Через каждые шесть-семь лет наши достоинства становятся просто невыносимы».
Цель и характер выступлений по многим поводам должен избрать сам оратор. Особенно это относится к выступлениям в классе. Ваше прямое дело -- заставить аудиторию забыть, что она только группа ваших товарищей по занятиям. Вам принадлежит особое право создать обстановку, подыскать тему, которая подняла бы аудиторию над школьной рутиной, и увлечь слушателей в заманчивый полет вашего духа.