ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории

Тема должна быть достаточно интересна, достаточно важна, достаточно понятна для слушателя. Что же нужно знать, чтобы решить, будет ли она отвечать этим требовани­ям? Наиболее важно иметь представление об уровне познаний слушателей, их воспитании, занятиях, возрасте, особых интересах. В некоторых случаях подобные факторы лишены существенного значения. Если нужно объяснить, как с по­мощью вертолета производят спасательные операции, такая тема, вероятно, заинтересует всех слушателей безотноси­тельно к их полу и другим признакам. Почти любой предмет, если его объяснить наиболее просто и конкретно, станет по­нятен любой аудитории. Непонятна обычно не тема, а изло­жение; простейшая вещь будет непостижима, если ее изло­жить бестолково. С другой стороны, такие предметы, как ми­ровая организация, налогообложение, законы физики, ясны даже школьникам. Понятие мировой организации стало бук­вально бытовым у шестиклассников благодаря сравнению го­сударств с индивидуальными семьями и наглядному показу, как в общине можно жить в ладу, если подчиняться совме­стно принятым правилам и не драться при разногласиях.

Будет ли тема важна и увлекательна, зависит главным образом от: а) основных интересов аудитории, б) группо­вых интересов, в) злободневных интересов, г) конкретных интересов, д) новизны темы и е) заложенных в ней начал конфликта. Этими вопросами и займемся сейчас, но только применительно к выбору темы. О них же пойдет речь в по­следующих главах, но в связи с проработкой темы.

а) Основные интересы

Истоки основных интересов -- это вопросы жизни и смер­ти, здоровья, денег и собственности, профессии и социально­го престижа. Поведение публики, как только заговорят о них, показывает, как охотно она реагирует на речь, касаю­щуюся этих интересов. Подумайте, как ведет себя толпа при угрозе пожара или иной непосредственной опасности. Выбо­ром темы и цели можно вызвать ощущение непосредствен­ной опасности или представление о жизненно важных, без­отлагательных мероприятиях. Администратор, например, на­чинающий речь о заработной плате или рабочем времени на собрании рабочих и служащих, встретит глубокое и сосредо­точенное внимание. Учитель всегда вызовет особый интерес, если начнет беседу об успеваемости. Деловые люди внимательно прислушиваются к человеку, который может расска­зать, как снизить накладные расходы.

Основные интересы не всегда связаны только с личной или материальной выгодой. Темы, содержащие призыв к чув­ству долга, чести или патриотизма, также могут найти не­посредственный отклик. Многие из нас почти не задумыва­ются над страшными фактами ежегодной гибели миллионов людей от болезней и голода. Но любой способный оратор, который даст представление о них в рядовой аудитории, мо­жет встретить с ее стороны горячую поддержку программы помощи. Чувство справедливости и желание исправить зло •-одно из самых мощных человеческих побуждений.

Если вы знаете о группах или отдельных лицах, которым можно бросить обвинение в грубом обращении с товарища­ми,-- у вас захватывающая тема. Чувство жалости к бессло­весным страдальцам глубоко заложено в человеке. Доклад о том, каким мучениям подвергают постановщики кинокартин лошадей, чтобы создать реалистически эффектные баталь­ные сцены и т. п., вызвал по всей стране возмущение, ре­зультатом которого были официальные заверения, что с этим злом будет покончено.

б) Групповые интересы

Групповые интересы аудитории часто представляют наи­лучшую основу для выбора темы. В клубе любителей книги нашумевшая книжная новинка - неизбежная тема. В ауди­тории колледжа осенью спортивно-организационные темы «бьют без промаха». Оратор всегда должен подумать, какие особые интересы занимают публику в данной местности. В городе это могут быть вопросы о подкупах в местном само­управлении, о проекте организации клуба самодеятельности, о высоких налогах, о недостаточном соблюдении законно­сти, о борьбе с загрязнением воздуха.

в) Злободневные интересы

Вполне естественно, что текущие интересы определяют выбор многих тем. Наступающая избирательная кампания, законопроект на рассмотрении конгресса, успехи телевиде­ния, эпидемия, открытие нового способа лечить ту или иную болезнь -- эти темы и подобные им вызывают широкое об­суждение. Большинство предметов, не имеющих видимого отношения к злободневным темам, могут и должны быть по­ставлены в связь с последними. Практически любая полити­ческая или экономическая тема может быть легко увязана с вопросом о современном положении в мире. То же самое следует сказать о вопросах морали, религии, литературы и истории. Жизнь в средневековой Англии можно сравнить с современной в отношении свобод, безопасности, здравоохра­нения и т. д.

г) Конкретные интересы

Все, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и чувству­ем, возбуждает конкретный интерес. Понаблюдайте за по­вседневным интересом людей к конкретным предметам -- ав­томобилям, домам, пище, к бесконечному количеству вещей, имеющих отношение к их работе, удобствам и развлечени­ям. Но многие конкретные вопросы приобрели бы мелкий и пошлый характер, если бы в них не затрагивались понятия, имеющие моральное или общее значение. Вопрос, должен ли вообще человек курить, значительнее и серьезнее, чем воп­рос, какую марку сигарет предпочесть. Почти любая отвле­ченная тема станет наглядной: дело не только в том, как ее развить, но и как поставить вопрос. Можно дать конкретное представление путем сопоставления предмета с другими кон­кретными вещами. Можно отобрать элементы конкретности и обсуждать только их. Не так давно по радио было выступ­ление на тему:                                                                                                                   

«Осуществление наших международных связей с по­мощью расширение взаимных торговых соглашений».

Другой оратор выступал на тему:

«Мы помогаем соседу приобретать наши машины, покупая у него металл».

д)  Новизна

Новое в речах также привлекательно, как, впрочем, всег­да и везде. Независимо от степени воображения слушатели не прочь узнать о чужих народах и землях, таинственных происшествиях, необычных фактах, о чудесах прошлого и будущего. Жизнь муравьев или пауков, мир атомов, гипно­тизм, передача мыслей на расстояние, охота на львов в Аф­рике или вопрос, что будет представлять человек через пять тысяч лет,-- все привлекает внимание. Но, как и в искусстве, здесь применимо правило: в разнообразии -- единство. Как бы ново и необычно не было ваше сообщение, оно всегда должно быть связано с тем, что людям уже знакомо и имеет для них значение. Только очень смелый или безрассудный оратор пожелал бы сделать в женском клубе доклад на тему о налогах в Перу. Ни познания слушателя в данном предме­те, ни полная его неосведомленность не помогут надолго за­держать внимание.

Не следует избегать несовременных или подвергавшихся широкому обсуждению тем. В противном случае духовенст­ву не осталось бы тем для проповедей. Но чем более привы­чен вопрос, тем более необычной и обостряющей внимание должна быть его проработка. Если вы сможете сказать груп­пе студентов что-либо новое и конструктивное о том, как следует заниматься, а группе родителей, как воспитывать де­тей, или группе любителей музыкантов что-нибудь новое о музыке, вы уже на полпути к их вниманию.

е) Конфликт

В речах, цель которых заключается в оказании воздейст­вия, немаловажную роль в создании у слушателя интереса играет конфликт. Люди особенно склонны уделять внимание спорному: столкновение и борьба вызывают невольный инте­рес. Наиболее волнующий элемент исторических событий --военные сражения. Но и в речах информационного содержа­ния не следует пренебрегать интересом слушателя к конф­ликту. Например, доклад «Упорная борьба Гамильтона с Джефферсоном в связи с движением федералистов» будет насыщен драматизмом.

Как вы подберете тему, отвечающую вашим познаниям и интересам, а также соответствующую аудитории и поводу выступления, во многом будет зависеть от того, чего вы до­биваетесь, то есть от цели вашей речи. Поэтому необходимо следовать данным выше указаниям, определяя общую и кон­кретную цели.