ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории
Тема должна быть достаточно интересна, достаточно важна, достаточно понятна для слушателя. Что же нужно знать, чтобы решить, будет ли она отвечать этим требованиям? Наиболее важно иметь представление об уровне познаний слушателей, их воспитании, занятиях, возрасте, особых интересах. В некоторых случаях подобные факторы лишены существенного значения. Если нужно объяснить, как с помощью вертолета производят спасательные операции, такая тема, вероятно, заинтересует всех слушателей безотносительно к их полу и другим признакам. Почти любой предмет, если его объяснить наиболее просто и конкретно, станет понятен любой аудитории. Непонятна обычно не тема, а изложение; простейшая вещь будет непостижима, если ее изложить бестолково. С другой стороны, такие предметы, как мировая организация, налогообложение, законы физики, ясны даже школьникам. Понятие мировой организации стало буквально бытовым у шестиклассников благодаря сравнению государств с индивидуальными семьями и наглядному показу, как в общине можно жить в ладу, если подчиняться совместно принятым правилам и не драться при разногласиях.
Будет ли тема важна и увлекательна, зависит главным образом от: а) основных интересов аудитории, б) групповых интересов, в) злободневных интересов, г) конкретных интересов, д) новизны темы и е) заложенных в ней начал конфликта. Этими вопросами и займемся сейчас, но только применительно к выбору темы. О них же пойдет речь в последующих главах, но в связи с проработкой темы.
а) Основные интересы
Истоки основных интересов -- это вопросы жизни и смерти, здоровья, денег и собственности, профессии и социального престижа. Поведение публики, как только заговорят о них, показывает, как охотно она реагирует на речь, касающуюся этих интересов. Подумайте, как ведет себя толпа при угрозе пожара или иной непосредственной опасности. Выбором темы и цели можно вызвать ощущение непосредственной опасности или представление о жизненно важных, безотлагательных мероприятиях. Администратор, например, начинающий речь о заработной плате или рабочем времени на собрании рабочих и служащих, встретит глубокое и сосредоточенное внимание. Учитель всегда вызовет особый интерес, если начнет беседу об успеваемости. Деловые люди внимательно прислушиваются к человеку, который может рассказать, как снизить накладные расходы.
Основные интересы не всегда связаны только с личной или материальной выгодой. Темы, содержащие призыв к чувству долга, чести или патриотизма, также могут найти непосредственный отклик. Многие из нас почти не задумываются над страшными фактами ежегодной гибели миллионов людей от болезней и голода. Но любой способный оратор, который даст представление о них в рядовой аудитории, может встретить с ее стороны горячую поддержку программы помощи. Чувство справедливости и желание исправить зло •-одно из самых мощных человеческих побуждений.
Если вы знаете о группах или отдельных лицах, которым можно бросить обвинение в грубом обращении с товарищами,-- у вас захватывающая тема. Чувство жалости к бессловесным страдальцам глубоко заложено в человеке. Доклад о том, каким мучениям подвергают постановщики кинокартин лошадей, чтобы создать реалистически эффектные батальные сцены и т. п., вызвал по всей стране возмущение, результатом которого были официальные заверения, что с этим злом будет покончено.
б) Групповые интересы
Групповые интересы аудитории часто представляют наилучшую основу для выбора темы. В клубе любителей книги нашумевшая книжная новинка - неизбежная тема. В аудитории колледжа осенью спортивно-организационные темы «бьют без промаха». Оратор всегда должен подумать, какие особые интересы занимают публику в данной местности. В городе это могут быть вопросы о подкупах в местном самоуправлении, о проекте организации клуба самодеятельности, о высоких налогах, о недостаточном соблюдении законности, о борьбе с загрязнением воздуха.
в) Злободневные интересы
Вполне естественно, что текущие интересы определяют выбор многих тем. Наступающая избирательная кампания, законопроект на рассмотрении конгресса, успехи телевидения, эпидемия, открытие нового способа лечить ту или иную болезнь -- эти темы и подобные им вызывают широкое обсуждение. Большинство предметов, не имеющих видимого отношения к злободневным темам, могут и должны быть поставлены в связь с последними. Практически любая политическая или экономическая тема может быть легко увязана с вопросом о современном положении в мире. То же самое следует сказать о вопросах морали, религии, литературы и истории. Жизнь в средневековой Англии можно сравнить с современной в отношении свобод, безопасности, здравоохранения и т. д.
г) Конкретные интересы
Все, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и чувствуем, возбуждает конкретный интерес. Понаблюдайте за повседневным интересом людей к конкретным предметам -- автомобилям, домам, пище, к бесконечному количеству вещей, имеющих отношение к их работе, удобствам и развлечениям. Но многие конкретные вопросы приобрели бы мелкий и пошлый характер, если бы в них не затрагивались понятия, имеющие моральное или общее значение. Вопрос, должен ли вообще человек курить, значительнее и серьезнее, чем вопрос, какую марку сигарет предпочесть. Почти любая отвлеченная тема станет наглядной: дело не только в том, как ее развить, но и как поставить вопрос. Можно дать конкретное представление путем сопоставления предмета с другими конкретными вещами. Можно отобрать элементы конкретности и обсуждать только их. Не так давно по радио было выступление на тему:
«Осуществление наших международных связей с помощью расширение взаимных торговых соглашений».
Другой оратор выступал на тему:
«Мы помогаем соседу приобретать наши машины, покупая у него металл».
д) Новизна
Новое в речах также привлекательно, как, впрочем, всегда и везде. Независимо от степени воображения слушатели не прочь узнать о чужих народах и землях, таинственных происшествиях, необычных фактах, о чудесах прошлого и будущего. Жизнь муравьев или пауков, мир атомов, гипнотизм, передача мыслей на расстояние, охота на львов в Африке или вопрос, что будет представлять человек через пять тысяч лет,-- все привлекает внимание. Но, как и в искусстве, здесь применимо правило: в разнообразии -- единство. Как бы ново и необычно не было ваше сообщение, оно всегда должно быть связано с тем, что людям уже знакомо и имеет для них значение. Только очень смелый или безрассудный оратор пожелал бы сделать в женском клубе доклад на тему о налогах в Перу. Ни познания слушателя в данном предмете, ни полная его неосведомленность не помогут надолго задержать внимание.
Не следует избегать несовременных или подвергавшихся широкому обсуждению тем. В противном случае духовенству не осталось бы тем для проповедей. Но чем более привычен вопрос, тем более необычной и обостряющей внимание должна быть его проработка. Если вы сможете сказать группе студентов что-либо новое и конструктивное о том, как следует заниматься, а группе родителей, как воспитывать детей, или группе любителей музыкантов что-нибудь новое о музыке, вы уже на полпути к их вниманию.
е) Конфликт
В речах, цель которых заключается в оказании воздействия, немаловажную роль в создании у слушателя интереса играет конфликт. Люди особенно склонны уделять внимание спорному: столкновение и борьба вызывают невольный интерес. Наиболее волнующий элемент исторических событий --военные сражения. Но и в речах информационного содержания не следует пренебрегать интересом слушателя к конфликту. Например, доклад «Упорная борьба Гамильтона с Джефферсоном в связи с движением федералистов» будет насыщен драматизмом.
Как вы подберете тему, отвечающую вашим познаниям и интересам, а также соответствующую аудитории и поводу выступления, во многом будет зависеть от того, чего вы добиваетесь, то есть от цели вашей речи. Поэтому необходимо следовать данным выше указаниям, определяя общую и конкретную цели.