ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
2.3. Воодушевляющая речь
Агитационные речи в общем можно разбить на три группы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действительные порывы, как и речи, склоняющие к действию. Сплошь и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность действия.
Тем не менее многие речи лучше всего определять как речи с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя, так как их главная цель не в том, чтобы представить новые данные, переубедить или вызвать действие. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди, по сути, представляют собой воодушевляющие речи. Предвыборные выступления политических ораторов, высмеивающие противников, принадлежат к этой же категории. Более, чем какая-либо другая, к ней относится Геттисбургская речь Линкольна. Она не содержала новых данных, ее идеи не были новы, она не стремилась убедить или побудить к действию. И все же это, пожалуй, одна из величайших речей современности. Умело использованная почти по любому поводу, она вызывет и оживит у слушателей представления о том, чем должен быть наш народ: «Нацией, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы ровными»*.
Такие речи, как и информационные, в значительной мере развиты на основе примеров и соответствующих данных, однако материал должен быть подобран и подан так, чтобы вызвать не только любознательность, но и обострить в сознании значение традиции, личности, правил поведения, веры. Поэтому такие речи содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном.
Темы для этих речей необходимо выбирать в зависимости от их способности затрагивать глубокие личные интересы: ощущение конфликта, борьбы, опасности, чувства гнева и ненависти. Они должны пробуждать мысли о насущных вопросах: о справедливом и несправедливом, о родительской привязанности, о любви к отечеству и к ближним. Они могут вселять чувства восторга, благодарности, преданности.
Они порождают желание воздать должную похвалу или навевают безмятежную ясность духа.
Для таких речей характерны следующие темы:
Добрый друг. Памяти военных героев нашего края. Мысли в связи со столетним юбилеем нашей школы. Этикет - безобидная причуда. Ужасы невежества. Человек, который любил малышей.
Обычная опасность для оратора, избравшего данный вид речи,-- впасть в сентиментальность, неискренний тон и чрезмерную эмоциональность. Этим чаще всего грешат в речах на следующие темы:
Права или неправа моя страна. Большая старая партия. Дорогой старый отец. Вернется ли к нам былая доблесть. Отцы - основатели. Доброе старое время. Самая удивительная на свете мать.