ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.3. Воодушевляющая речь

Агитационные речи в общем можно разбить на три груп­пы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действительные порывы, как и речи, склоняющие к дейст­вию. Сплошь и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеж­дение и потребность действия.

Тем не менее многие речи лучше всего определять как речи с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его зна­чение и воодушевить слушателя, так как их главная цель не в том, чтобы представить новые данные, переубедить или вы­звать действие. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а так­же беседы по вопросу о значении моральных и обществен­ных ценностей, проповеди, по сути, представляют собой во­одушевляющие речи. Предвыборные выступления политиче­ских ораторов, высмеивающие противников, принадлежат к этой же категории. Более, чем какая-либо другая, к ней от­носится Геттисбургская речь Линкольна. Она не содержала новых данных, ее идеи не были новы, она не стремилась убе­дить или побудить к действию. И все же это, пожалуй, одна из величайших речей современности. Умело использованная почти по любому поводу, она вызывет и оживит у слушате­лей представления о том, чем должен быть наш народ: «На­цией, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди со­зданы ровными»*.

Такие речи, как и информационные, в значительной мере развиты на основе примеров и соответствующих данных, од­нако материал должен быть подобран и подан так, чтобы вызвать не только любознательность, но и обострить в со­знании значение традиции, личности, правил поведения, веры. Поэтому такие речи содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном.

Темы для этих речей необходимо выбирать в зависимости от их способности затрагивать глубокие личные интересы: ощущение конфликта, борьбы, опасности, чувства гнева и ненависти. Они должны пробуждать мысли о насущных воп­росах: о справедливом и несправедливом, о родительской привязанности, о любви к отечеству и к ближним. Они мо­гут вселять чувства восторга, благодарности, преданности.

Они порождают желание воздать должную похвалу или на­вевают безмятежную ясность духа.

Для таких речей характерны следующие темы:
 
Добрый друг. Памяти военных героев нашего края. Мысли в связи со столетним юбилеем нашей школы. Этикет - безобидная причуда. Ужасы невежества. Че­ловек, который любил малышей.

Обычная опасность для оратора, избравшего данный вид речи,-- впасть в сентиментальность, неискренний тон и чрез­мерную эмоциональность. Этим чаще всего грешат в речах на следующие темы:
 
Права или неправа моя страна. Большая старая пар­тия. Дорогой старый отец. Вернется ли к нам былая доблесть. Отцы - основатели. Доброе старое время. Са­мая удивительная на свете мать.