ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
1. КАК СОБИРАТЬ МАТЕРИАЛ
Джемс Рассел Лоуэлл как-то в шутку дополнил евангельскую проповедь о блаженствах еще одним «блаженством»: «Блаженны те, кому сказать нечего и кого не убедишь признаться в этом». Речь не может быть хорошей, если она лишена содержания. Имеется четыре источника накопления материала:1) личный опыт, 2) размышление и наблюдение, 3) интервью и беседы,4) чтение.
Как использовать их в каждом отдельном случае? Допустим, нужно приготовить доклад о состоянии здравоохранения в вашем городе. Прежде всего обратитесь в городской отдел здравоохранения и посмотрите, чем он занят. Вы сможете выяснить, каковы его бюджет, квалификация и обязанности сотрудников. Затем вы подумаете об особых условиях города с точки зрения здравоохранения: о чистоте на улицах и в переулках, о канализации, о надзоре за водоснабжением, о продовольственной инспекции, об уборке мусора и истреблении крыс и прочей нечисти. Составьте заметки по каждому вопросу. Не располагаете ли вы какими-нибудь живыми иллюстрациями, относящимися к состоянию улиц, санитарному надзору за домовладениями или к контролю над загрязнением воздуха? Конечно, их следует добыть. Они были бы полезны в предстоящем выступлении.
Проверьте, не пропустили ли чего-либо существенного. Если, например, вы ограничились только вышеуказанными вопросами, то, наверное, будет обойден самый важный пункт -- о предупреждении инфекционных болезней. В дополнение к материалу, обнаруженному на месте, можно многое узнать о задачах и деятельности органов здравоохранения, обратившись к книге.
Не в каждом случае следует прибегать ко всем перечисленным способам собирания материала, но при всех обстоятельствах необходимо обдумывать вопрос и обязательно заглядывать в книги. Все эти способы находятся в тесном взаимодействии. Обычно слушатель предпочитает речи, в которых докладчик делится личным опытом. Подумайте, не пригодится ли что-нибудь из непосредственно полученных вами данных для обоснования доклада. Можно использовать материал, почерпнутый вами у других лиц или из книг, при условии, чтобы это прозвучало для аудитории как нечто непосредственно пережитое вами. Полезно призвать на помощь воображение •- не взамен фактов, а чтобы показать, что и как должно быть, или может быть, или будет.
Даниэль Дефо дал весьма яркое описание чумы, опустошившей Лондон в XVIII столетии. Однако он не был свидетелем бедствия и связанных с ним ужасов.
Следить за литературными новинками и размышлять так же полезно, как и обращаться к опыту прошлого. Преподаватели и студенты должны знать, насколько прошлогодние заметки иногда теряют смысл. Всех нас обескураживали тщетные попытки обратиться к факту или доводу, которые год, месяц или даже неделю назад были хорошо известны, а ныне успели как-то ускользнуть из памяти. Беседы на избранную тему также имеют практический смысл и не только потому, что открывается возможность позаимствовать новую мысль, но и вследствие того, что в процессе разговора у нас всплывают идеи, которые так бы и покоились в глубине сознания. Действительно, даже не подозреваешь о многих своих взглядах, пока впервые не выскажешь их в беседе.
Когда студент, занятый подготовкой речи, встречает затруднение, он может в случае необходимости воспользоваться советом авторитетных людей. Как правило, специалисты всех отраслей знания, если к ним обратиться с надлежащим тактом, будут рады уделить время ответам на вопросы. Запомните следующее:
а) Приготовьте вопросы заранее.
б) Четко объясните цель интервью.
в) Будьте учтивы и не злоупотребляйте оказанным вам вниманием.
г) Цитируйте правильно и не нарушайте доверия при использовании полученной информации.
Работа почти над каждой темой требует обращения к книгам. Возьмем для примера следующий случай. Студентка посетила донорский пункт. Ее доклад о том, что она видела, был самым интересным из всех, сделанных ею в течение курса. Он отличался конкретностью описания. Но многого в нем не хватало, потому что она не постаралась выяснить значение каждой из процедур, которые она видела, но не понимала. Только чтение могло восполнить этот пробел. Другой студент потерпел подобную неудачу при докладе о деятельности профессионального союза, членом которого он был. Он хорошо говорил о том, что лично наблюдал: как собираются взносы, как принимаются решения на местных собраниях, как члены союза вели себя во время стачки. Но когда пришлось делать выводы о союзе в целом, оказалось, что его знания не выходят за рамки деятельности местного комитета. Конечно, книги дали бы ему исчерпывающий материал.
При чтении следуйте нижеприводимым советам.
1. Читайте больше, чем практически нужно
Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Если приходится «наскрести» последние остатки, слушатель непременно это заметит. У древа познания много ветвей, и корни его глубоки. Было бы большой смелостью, делая доклад по животрепещущему вопросу, ограничиться книгами и статьями, написанными несколько лет назад. В ваших же интересах как докладчика найти самые последние данные. Если цель доклада связана с законом, находящимся на обсуждении Конгресса, или новым административным постановлением, необходимо принять их в соображение. Не раз докладчики при обсуждении вопроса по радио были в замешательстве только потому, что полностью не ознакомились с обсуждаемым законом или постановлением.
С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. В наш век газет люди забывают, что вещи, сказанные десять, пятьдесят или две тысячи лет назад, еще могут иметь большое значение. «Политика» Аристотеля, «Республика» Платона, «Опыты» Бэкона, «Взгляд назад» Беллами и «Воля к вере» Уильяма Джемса, не говоря уже о других капитальных произведениях,- обильные и щедрые источники больших мыслей.
2. Читайте без предубеждения н критически
Не давайте первому автору, на которого вы случайно натолкнулись, сразу же предопределить строй ваших мыслей; не останавливайте свой выбор только на тех источниках, идеи которых соответствуют вашим. Пожалуй, труднее всего подыскивать и исследовать данные, которые противоречат вашим мнениям. Но ведь нет другого способа узнать, правы вы или нет. Иронически характеризуя человеческую природу, Уилл Роджерс сказал: «Все, что я знаю, я вычитываю из газет». К приведенным словам прямое отношение имеет случай с одним студентом, которого попросили объяснить некоторые тезисы его речи. «Да ведь это то самое, что сказано в газетной статье»,-ответил он. Так как почти все статьи в газетах и журналах и почти каждая книга страдают непроизвольной тенденцией отобразить интересы автора, то положиться на один источник для исчерпывающей и объективной информации -- дело ненадежное. Не смущайтесь, если после всестороннего изучения вопроса придется изменить мнение. Новое убеждение, солидно обоснованное, станет поистине скорее вашим личным достоянием, чем старый предрассудок, который не был продуктом мысли.
3. Читайте с пользой
Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучаемый в данный момент материал принес наибольшую пользу. Не поддавайтесь соблазну уклониться в сторону от главной цели из-за какого-нибудь интересного, но не относящегося к делу чтения. Приучайтесь вчитываться в статьи и книги в поисках нужной информации. Пользуйтесь советом Бэкона:
«Одни книги можно лишь попробовать, другие --проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить» (очерк «О научных занятиях»).
Изучите следующий раздел о поисках материала. Целесообразное чтение требует умелого пользования библиотекой.
4. В процессе чтения ведите записи
Если вы прочтете 1000 слов и затем напишете 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного. Неважно, что у вас хорошая память: впоследствии вы не сможете вспомнить ни специальных данных, ни подлинных слов автора, ни собственных мыслей, пришедших в голову во время чтения. Не ленитесь, не надейтесь, что потом сможете записать их. Приступив к чтению книги или статьи в журнале, держите под рукой бумагу и карандаш. Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание.