ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
6. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Если нужно описать или объяснить предмет, который можно доставить в аудиторию, проще всего показать его слушателям в натуре. Но если он слишком велик, слишком мал, чересчур сложен, то можно дать его в виде изображения или модели. В число наглядных пособий входят чертежи на доске, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы.
Всякое наглядное пособие привлекает внимание слушателя. Один студент в начале своей речи, желая показать, что разница в ценах на аспирин в таблетках ничем не оправдана, взял по таблетке в каждую руку и сказал:
Видите, у меня в каждой руке по таблетке аспирина. Обе они стандартного образца. Обе одинаковой величины. В них одинаковое содержание аспирина. Они совершенно одинакового качества. Но только одна-стоит в три раза дороже другой.
Начав таким образом речь, он сразу вызвал живой интерес слушателей. Более того, он создал убеждение, что поднимаемый им вопрос имеет действительно большое значение.
Но главное назначение наглядных пособий заключается в подкреплении устного изложения и даже в замене его в речи информационного содержания. Многие предметы, технические вопросы, формулы слишком сложны, чтобы дать представление о них только путем устных объяснений. Изображение или диаграмма в несколько секунд пояснят то, на изложение чего пришлось бы затратить не менее часа. Необходимо только тщательно соблюдать следующие правила.
1. Пользуйтесь наглядными пособиями целесообразно
Если наглядный материал не существенно необходим для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно: он будет только отвлекать внимание слушателя от оратора и от того, что он говорит.
2. Приготовьте пособия до начала речи
Если данные, которые наносятся на доску, очень сложны, их лучше выписать на нее заранее, до начала речи. Для речей, произносимых в классе, лучше сделать это до заполнения классной аудитории. Необходимо самому освоить весь материал целиком. Также необходимо прорепетировать объяснения, сопровождающие показ пособий.
3. Придайте наглядным данным общедоступный вид
Не включайте в чертежи, модели или таблицы словесных обозначений и вообще деталей, которые не были бы достаточно видны всем слушателям. Статистические таблицы часто бывают очень сложны и непонятны. Их содержанию нетрудно придать доступную форму диаграмм •- линейных, плоскостных, изобразительных и иных схематических обозначений, демонстрирующих размеры, тенденции и т. п. Сопровождая речь показом пособий, не становитесь между ними и слушателями.
4. Тесно свяжите речь с наглядными пособиями
Ваши суждения должны быть крепко увязаны с показом пособий. Какими бы простыми и ясными ни казались диаграмма или объект, слушатели всегда захотят, чтобы им точно указали связь темы с пособиями.
5. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям
Станьте рядом с пособиями и обращайтесь непосредственно к аудитории за исключением моментов, когда приходится показать какую-нибудь деталь. Пожалуй, главный недостаток при пользовании пособиями тот, что волей-неволей несколько отрываешься от слушателей.
6. Уберите пособие, как только миновала в нем надобность
Сотрите с доски все написанное, как только закончили с одними объяснениями и перешли к другим, иначе наглядный материал будет отвлекать внимание аудитории.
7. Держите пособия при себе
Не раздавайте изображений и предметов слушателям, если только они не тождественны и не имеют непосредственного отношения к вашим замечаниям, которые делаются при обозрении. Если слушатели заняты разглядыванием пособий, лучше сделать паузу.