ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1.2. Как добиться звучности

Что является психологической основой полноты звука? Это уверенность в себе и подъем, представляющие неотъем­лемое условие хорошей во всех отношениях речи. Голос-второстепенный механизм. В нем не будет мощного, вырази­тельного тона, если вы не уверены в себе и стоите на ногах ни жив ни мертв. Если вам не приходилось взять слово, чув­ствуя избыток подъема и хорошо вооружившись интересны­ми фактами,-- испытайте это! Наверное, вас самих удивит полное и послушное вам звучание голоса.

Какова физическая основа звучности? В первую очередь это правильное дыхание: а) глубокое дыхание, б) частое ды­хание, в) контролируемое дыхание.

а) Глубокое дыхание

Глубокое дыхание требует сильного, но не насильствен­ного сокращения мышечной системы, связанной с процессом вдоха. Главный орган вдоха --диафрагма, представляющая собой как бы перекрытие грудной клетки. В расслабленном состоянии она принимает форму перевернутой кверху дном чаши. При сокращении она оттягивается вниз, увеличивая пространство легочной полости и вызывая движение воздуха внутрь (см. схему на стр. 162). Таким образом, сокращение диафрагмы втягивает воздух в легкие. Сделайте глубокий вдох и обратите внимание, что произойдет. Ребра приподни­маются, грудная клетка расширяется, брюшные органы бла­годаря давлению диафрагмы опускаются -- и вся грудная клетка увеличивается в объеме.

Выдохните почти весь запас воздуха и прочтите громко следующее предложение.

У нас, свободолюбивых американцев, запугивание, физические пытки и убийства по политическим моти­вам вызывают отвращение.

Вам станет ясно, что не только невозможно добраться до конца фразы, но даже в самом начале голос уже слаб и жи­док. Если вы попытаетесь все же добиться достаточной силы и выразительности, то придется сжать гортань и перейти на высокие тона в тщетной попытке уравновесить недостаточ­ность воздушного давления вверх на голосовые связки. С другой стороны, вдох во время речи вовсе не означает, что надо заполнить легкие воздухом до отказа. Это мешало бы контролировать дыхание.

Если во время речи полное и глубокое дыхание не нала­живается, поищите причину. Возможно, благодаря недостат­ку упражнений, довольно обычному среди ораторов-женщин, диафрагма «не разработана» или запущена. А может быть, вследствие смущения у вас настолько напряжены мышцы, связанные с дыханием, что они мешают делать полный и глу­бокий вдох. Можно подумать, что глубокий вдох требует много времени. Это неверно. Для достаточно полного вдоха понадобится не более полсекунды, и если вы будете вдыхать во время естественных по ходу речи пауз, последние ока­жутся небесполезными для выразительности голоса.

б) Частое дыхание

Многие студенты ошибочно считают, что вдох нужно де­лать на знаках препинания или по окончании фразы. На од­ном вдохе можно поизнести только короткую фразу, никоим образом не длинную. Произведите опыт, сделайте глубокий вдох и произнесите следующую фразу, не возобновляя запа­са воздуха:

Упорно не поддающийся исправлению недостаток радио и телевидения не в том, что они все еще далеки от технического совершенства, а в том, что тематика программ и коммерческих передач за редкими исключе­ниями находится в плачевном состоянии.

Вы услышите, как по мере приближения к концу фразы неизбежно падают сила и звучность голоса. Многие ораторы обычно с большой энергией начинают фразу и заканчивают ее, постепенно скатываясь к едва слышному, неразборчиво­му бормотанию. Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкиваю­щий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха. Снова произнесите только что прочитан­ную фразу, но на этот раз делайте паузы и вдохи в интерва­лах, указанных ниже.

Упорно не поддающийся исправлению недостаток радио и телевидения — не в том, что они все еще дале­ки от технического совершенства,— а в том, что тема­тика программ и коммерческих передач —за редким исключением находится в плачевном состоянии.

Обратите внимание, что один из результатов первого вдо­ха состоит в более сильной подаче слов не в том и совер­шенства. Равным образом, вам уже заметно, как каж­дый последующий едок придает выразительность следу­ющим за ним подчеркиваемым словам.

в) Контролируемое дыхание

Многие ораторы обладают глубоким и довольно частым дыханием, и тем не менее с подачей звука у них неблагопо­лучно. В большинстве случаев причина кроется в пассивном дыхании: в неумении достаточно использовать мускулатуру дыхания. Чтобы дать полный звук, воздух нужно выталки­вать из легких. Он давит на голосовые связки, которые в свою очередь направят широкие звуковые волны через по­лость рта к ушам слушателя. Но давление воздуха на голо­совые связки должно быть под контролем. Воздух надлежит выталкивать не весь разом, а с перерывами, с различной сте­пенью быстроты и силы и в соответствии со значением про­износимых слов и фраз.

Как управлять этой воздушной струей? Как диафрагма, сокращаясь, расширяет объем легких, благодаря чему в них врывается воздушный поток, так и системы брюшной муску­латуры выталкивают воздух из легких. Мышечная перего­родка от почечных лоханок до грудной клетки при сокраще­нии уменьшает грудную клетку, помогая вытеснить воздух из легких. Другие мышцы живота, сокращаясь, буквально подталкивают диафрагму с тем же результатом. Если мы мо­жем набирать в легкие воздух с нужной скоростью и опреде­ленными перерывами, мы также можем управлять и процес­сом выдыхания. Именно эта контролируемая воздушная струя и определяет интенсивность, интервалы и протяж­ность звучания голоса. Хотя давление устремившегося вверх воздушного потока воздействует на голосовые связки, оно не направлено непосредственно на связки, а опирается на грудобрюшную преграду. Ошибочные попытки форсировать голос путем сдавливания горла снижают его звучность.

Положите одну руку на грудь, другую на живот и скажи­те «а». Повторите то же самое, добиваясь, внезапной, резкой силы голоса, затем - сдержанной, затем подавляя ее. Издай­те ряд звуков «а» быстро один за другим. Повторите таким же образом слова «лес», «но», «сад», «лай»*. На этих опытах вы убедитесь в важном значении для речи мускулатуры вы­доха.

Контроль дыхания включает также и его задержку или экономию. При быстром произнесении некоторых звуков можно убедиться, что сильный и чистый тон зависит не от объема воздуха, проходящего через голосовые связки, а от интенсивности воздушного давления позади голосовых свя­зок. Наиболее частые причины несдержанного дыхания -страх, нервозность, застенчивость, причем все они находят­ся в тесной взаимосвязи. Вспомните, как быстро и даже раз-горяченно вы дышите, когда бываете возбуждены. Но в то время как быстрые вдохи не очень нарушают течение речи, быстрые выдохи делают ее почти невозможной. Для наилуч­шего звучания необходимо, чтобы голосовые связки были тесно сомкнуты и почти закрывали дыхательное горло. Быстрое же выдыхание оставляет их широко открытыми. Против несдержанного дыхания имеется средство -- обдуманная, спокойная, уверенная манера держать себя. Если вам меша­ют застенчивость и недостаточность дыхания, необходимо практиковаться в глубоком, замедленном дыхании во время репетирования речей. Минутка свободного и глубокого ды­хания перед речью и частые паузы для передышки во время выступлений также окажут полезное влияние.

Случается, что в речах с настойчивым призывом к дейст­вию и в фразах, выражающих тревогу, сильное душевное движение, гнев или подъем, звук дается с силой и даже при­обретает характер подчеркивающих штрихов стаккато. Од­нако чаще требуется непрерывная и сдержанная сила'зву-чания. А еще чаще надо предельно ослабить нажим. Пора­ботайте над следующим отрывком из речи Патрика Генри «Свобода или смерть». Хотя это и наиболее эмоционально насыщенный пример ораторской речи, вам придется при про­работке его убедиться, что непрестанные звуковые «разря­ды», создающие впечатление напыщенности, не способству­ют правильной передаче заключающихся в нем идей. Слова мир, мир и слова лязг и смерть должны быть подчеркнуты с силой. Но фразы «огради от этого, всемогущий» и «я не знаю, какой образ действий изберут другие», требуют устой­чивого, более выдержанного звучания. Безударные слова следует миновать очень быстро и легко, а некоторые слова, имеющие важное значение, вроде «жизнь им так мила» и «мир так сладок», должны быть произнесены с более ровным и сдержанным нажимом. Практикуйтесь в виде опыта в про­изнесении всего отрывка, вырабатывая ритмический рису­нок приливов и отливов звучности. Делайте, где полагается, паузы для рельефности и выразительности звука. Постепен­но приближайтесь к кульминационному пункту в конце речи.

Тщетны попытки преуменьшать значение вопроса. Джентльмены могут кричать: «Мир, мир!» - но ведь уже нет никакого мира. Война действительно началась. Ближайший порыв ветра с севера донесет до нашего слуха несмолкающий лязг оружия. Наши братья уже вступили на поле брани. Что же мы бездействуем? Чего хотят джентльмены? Чего они ждут? Или жизнь им так мила, или мир так дорог, что их хотят купить, ценой рабства и цепей? Огради от этого, всемогущий! Я не знаю, какой образ действий изберут другие, но что касается меня, то дайте мне свободу или дайте мне смерть!

Упражнения для улучшения голоса



Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление