6. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Социальные потрясения, переживаемые обществом в целом, в первую очередь находят свое отражение в молодежной среде, причем, в гипертрофированном виде. Это обусловлено рядом причин, связанных со спецификой возраста: существенными морфо-функцио-нальными изменениями периода полового созревания, трудностями социализации, отсутствием жизненного опыта, неустоявшимся мировоззрением, юношеским максимализмом.
Поэтому негативные явления, происходящие в обществе, социальные пороки, в том числе и неумеренное потребление алкогольных напитков, являются в значительной степени проблемой молодежной. Современное состояние общества как никогда способствует массовому распространению социальных пороков, врастанию их в наш быт, в наше мировоззрение.
Отмечаемое, в частности, специалистами постоянное увеличение уровня потребления, снижение возраста приобщения, массовое распространение среди молодежи и подростков, связаны прежде всего с охватившим страну кризисом в идеологической, духовной, экономической и других сферах общественной жизни, который привел к разрушению существующих идеалов, стереотипов поведения, не дав ничего взамен. Существенное влияние оказывают и сложившиеся за последние годы социально-экономические условия жизни общества: резкое падение жизненного уровня населения, небывалое и непривычное для нас расслоение на бедных и богатых, тотальная криминализация, неуверенность в завтрашнем дне, угроза оказаться участником военных действий, обесценивание человеческой жизни, отсутствие социальных гарантий и социальной защищенности.
Следует отметить также, что одной из существенных причин неблагополучия в молодежной среде является ослабление или отсутствие гигиенической работы, гигиенического воспитания и обучения в учебных заведениях, неорганизованные досуг и летние каникулы и т.д.
Все это сказывается крайне неблагоприятно и способствует формированию у значительной части молодежи различных форм антисоциального поведения, в том числе и неумеренного потребления алкогольных напитков.
С помощью разработанной и многократно апробированной методики, в соответствии с программой мониторинга наркологической ситуации в подростковой и молодежной среде, регулярно в течение почти 10 лет проводятся исследования учащихся средних и средних специальных учебных заведений, а также подростков, нигде не обучающихся и не работающих.
Многолетняя практика исследования закономерностей и тенденций формирования у подростков и молодежи отношения к психоактивным веществам позволяет сделать вывод о том, что наиболее характерную картину приобщения можно проследить при изучении отношения к психоактивным веществам учащихся системы профтехобразования [10].
Это связано с тем, что здесь, как правило, учатся дети из неблагополучных, неполных семей, дети педагогически "запущенные" (по разным причинам), нередко с задержкой развития. От многих из них школа отступилась в силу нежелания или неспособности осваивать ими школьную программу. Кроме того, играет роль появление новых стрессовых ситуаций, таких как изменение социального окружения, присоединение к учебной нагрузке производственной деятельности и, как следствие, изменение привычного режима труда и учебы, и отдыха, ослабление семейного контроля. По мере освоения профессии у подростков начинают появляться собственные заработки (стипендия, оплата во время производственной практики и т.д.), которыми можно распорядиться по своему усмотрению.
Все эти внешние изменения происходят на фоне внутренних изменений, свойственных периоду полового созревания, который справедливо считается одним из наиболее критических в жизни человека. Такие изменения провоцируют начало приобщения к психоактивным веществам и делают учащихся СПТУ объектом внимания исследователей.
Представляют интерес и школьники – учащиеся средних и старших классов – ровесники учащихся СПТУ. Они составляют довольно многочисленный категорию молодежи. Так, в Москве обучается одновременно порядка 250 тыс. старшеклассников (в системе СПТУ – около 114 тысяч).
Эти подростки с разной степенью успешности осваивают сложную программу современного образования. Большинство их свои дальнейшие жизненные планы связывают с продолжением образования. Так, анализ профессиональных планов учеников показал, что 75% из них собираются приобрести профессии, связанные с получением высшего образования (18% – экономисты, 12% – врачи, 24% – сфера искусства, 9% – деньги и т.д.), остальные 25% хотят работать в милиции, охране, сфере обслуживания. Заметно следование моде: желание стать визажистами, дизайнерами, секретарями-референтами, топ-моделями и т.д. – встречается довольно часто. Эти планы выглядят поверхностно, также как и, например, желание мальчика-выпускника, потребляющего анашу, стать летчиком или девочки-выпускницы стать балериной (известно, что этой профессии обучаются с 10 лет в специальных учебных заведениях).
Чем меньше возраст, тем профессиональные планы более расплывчаты, однако, уровень профессиональных притязаний достаточно высокий и соответствует духу времени и деятельности средств массовой информации.
В качестве объекта изучения нами систематически обследуются подростки, обучающиеся различным строительным специальностям, автослесарному делу и некоторым другим массовым рабочим профессиям. На каждом этапе предусматривается обследование до 1000 человек в возрасте от 14 до 17 лет. Здесь мы приводим в первую очередь результаты обследования 1996 года. Использованы и данные обследования школьников – их ровесников, а также еще одной группы – подростков, которые не вписываются в систему общего среднего и среднего специального образования (школы от них отказались, в СПТУ по различным причинам не попали). Как правило, это дети педагогически запущенные, с задержкой развития, нередко с отклоняющимся поведением, пренебрежительным отношением к своим обязанностям, плохой успеваемостью. Эта группа интересна тем, что в ней наиболее ярко выражены неблагоприятные тенденции подростковой среды. Ее можно обозначить как "группу риска".
Параллельно с обследованием учащихся системы среднего профессионально-технического образования, были обследованы школьники 7-11 классов различных районов г. Москвы в количестве более 1000 чел. (мальчиков и девочек). Включение в обследование школьников средних классов было вызвано тем, что возраст с 11 до 14 лет в литературе чаще всего встречается под названием пубертатный, подростковый или средний школьный. Он считается одним из самых сложных в жизни человека. В это время происходит резкий скачок роста всех органов, развития систем организма на фоне активизации гормональной деятельности. Завершается этот процесс наступлением половой зрелости. Соматическая перестройка сопровождается перестройкой психики.
Если в младшем школьном возрасте ребенок действовал по непосредственному указанию взрослых, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит ослабление контактов с учителями, поиски своего "Я".
Стремление быть взрослым проявляется в подражании поведению взрослых. Это подражание может быть не только общественно положительным, но и общественно отрицательным, и выражаться имитацией поведения взрослых в общественно-отрицательном смысле – в курении, употреблении алкогольных напитков, одурманивающих веществ, правонарушениях и т.д. Установлено, что уровень и характер потребления алкогольных напитков в исследуемых группах несколько различается. Весь массив полученных данных делился на группы: группу не потребляющих алкогольные напитки, и группу потребляющих. Последние, в свою очередь, состояла из потребляющих эпизодически, умеренно и систематически. (Табл. 1).
Таблица 1.
Потребление алкогольных напитков подростками – мальчиками (в %)
Не потребляющие | Потребляющие | ||||
эпизодически | умеренно | систематически | Всего | ||
Школьники Учащиеся СПТУ "Группа риска" |
42,01 16,87 12,77 |
32,16 27,19 14,15 |
16,96 17,81 34,04 |
8,87 38,13 39,04 |
57,99 83,13 87,23 |
Таким образом, потребление алкогольных напитков среди мальчиков – подростков распространено. Меньше всего потребляют школьники, значительно больше – учащиеся СПТУ, и еще больше – "дети улицы" ("группа риска"). Та же зависимость сохраняется и в группе систематически потребляющих (1 раз и более в неделю). Среди школьников их относительно меньше (8,87%) и очень, на наш взгляд, много в двух других группах (38,13% и 39,04%). Зато среди школьников больше потребляющих алкогольные напитки эпизодически.
У девочек (Табл. 2) уровень потребления несколько выше, но в основном за счет преобладания эпизодического потребления.
Таблица 2
Потребление алкогольных напитков подростками – девочками (в %)
4е потребляющие | Потребляющие | ||||
эпизодически | умеренно | систематически | Всего | ||
Школьники Учащиеся СПТУ "Группа риска" |
32,83 16,13 7,14 |
53,64 58,06 35,76 |
13,53 25,84 32,14 |
0 0 25,00 |
67,17 83,87 92,86 |
Таблица 3
Возрастная динамика подростков, не употребляющих алкоголь
Возраст (лет | < 14 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Мальчики Девочки |
47,06 33,30 |
32,56 26,47 |
16,78 25,58 |
19,63 4,00 |
17,65 4,76 |
17,65 0
|
Интересно отметить, что в группе эпизодически потребляющих подростков обоего пола, приобщение происходило преимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первую рюмку они, как правило, получили из рук родителей или родственников. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились вне дома, в компании сверстников или старших товарищей. [11, 12, 13, 14].
Обследование подростков в других городах показало также высокий уровень потребления. Причем в Москве и Владивостоке уровень потребления среди девушек выше, чем среди юношей. В других городах, таких как Архангельск, Ярославль, Ижевск картина противоположная. Согласно исследованиям Скворцовой Е.С. и Кутиной Л.С. уровень алкоголизации среди мальчиков выпускников общеобразовательных школ составляет 72
– 92%. Наибольший размах отмечен в промышленных центрах – в Волгограде (97,7%), в Кемерове (89,9%), Северном Кавказе (Ставрополь, Краснодар), Восточной и Западной Сибири (Иркутск, Томск). Москва также вошла в пятерку "лидеров" по распространенности употребления алкогольных напитков среди мальчиков. Наименьшие показатели по России отмечены в Центральном и Уральском регионах, а также в Кирове, Липецке.
От 80% до 93-94% девочек – старшеклассниц употребляют алкогольные налитки, причем в каждом обследованном городе большее количество девочек по сравнению с их ровесниками мальчиками употребляют спиртное. По всем обследованным территориям учащиеся системы среднего специального образования потребляют алкогольные напитки более интенсивно, чем школьники.
Анализ возрастной динамики потребления показал, что количество подростков, не потребляющих алкогольные напитки, с возрастом постепенно уменьшается. Это особенно заметно у девочек. У них изначально количество непьющих меньше, чем у мальчиков, и к 18-ти годам непьющих нет вовсе. (Табл. 3).
Однако наполнение группы потребляющих у них идет за счет группы эпизодического потребления.
В качестве причин употребления алкогольных напитков подростки указывают следующие: желание усилить хорошее настроение – 35,34%, облегчить общение с противоположным полом – 29,32%, улучшить плохое настроение – 27, 82%, "просто так" – 22,93%. Обращает на себя внимание значительное количество подростков, в качестве одной из причин указывающих желание усилить хорошее настроение – 35,34% в группе употребляющих и 48,36% в группе употребляющих систематически. Девочки этой группы назвали следующие причины: "просто так" – 46,15%, для улучшения плохого настроения – 30,77%, для усиления хорошего настроения – 11,54%, в силу традиций – 11,54%, для облегчения общения с противоположным полом – 11,54% (сумма процентов может превышать 100, так как при опросе можно было указать на несколько причин).
В группе пьющих систематически мальчиков в качестве основных причин указывались следующие: для усиления хорошего настроения – 48,36%, для общения с противоположным полом – 39,34%, для улучшения плохого настроения – 35,25%.
У подростков, употребляющих алкогольные напитки умеренно, отмечается существенное преобладание причин, свидетельствующих о конформности поведения, желании быть как все..
Анализ различных видов проведения досуга подростками показал, что предпочтительными в группе не употребляющих алкоголь подростков являются посещения кино, театров, выставок – 51,85%, прогулки с друзьями по улице – 25,93%, занятия в спортивных секциях – 22,22%.
В группе подростков, употребляющих алкогольные напитки, предпочтительными видами досуга являются прогулки с друзьями по улице 59,02%, встречи с девушкой – 34,96%, "тусовки" - 28,57%.
В группе пьющих систематически 59,84% подростков предпочитают гулять по улице, 42,62% – встречаться с девушкой, ходить на "тусовки" – 36,07%. При сравнении предпочтительных видов досуга у подростков трех групп (не употребляющие, употребляющие и употребляющие систематически) оказалось, что концерты современной музыки посещают соответственно 5,56%, 8,65% и 10,66% подростков; дискотеки – 1,85%, 18,80% и 27,05%;
кафе-бары – 1,85%, 10,15% и 13,93%; тогда как помогают по хозяйству дома среди непьющих подростков – 37,04%, среди употребляющих алкогольные напитки – 12,41%, употребляющих систематически – 10,66%.
У девушек, не употребляющих алкогольные напитки, предпочтительными видами досуга являются помощь дома по хозяйству – 60%, посещение кино, театров и прогулки с друзьями по улице по 40%, занятия в кружках и прогулки с собакой – по 20%.. У девушек, употребляющих алкогольные напитки – прогулки с друзьями по улице – 57,69%, встречи с юношей – 42,31%, посещение кино, театров – 34,62%, помощь дома по хозяйству – 26,92%.
Концерты современной музыки и дискотеки девушками первой группы не посещаются, а среди девушек второй группы их предпочитают 7,69% и 19,23%.
При анализе видов досуга обращает на себя внимание тот факт, что непьющие подростки предпочитают виды досуга, в какой-то мере способствующие удовлетворению познавательных интересов (посещение кино, театров, выставок), развитию физических возможностей (занятия в спортивных секциях), больше времени посвящают дому, семье (помощь по хозяйству, выгул собак).
Для пьющих подростков наиболее характерны праздные и бездеятельные виды досуга: "тусовки", прогулки с друзьями по улицам. Значительное место занимают встречи с противоположным полом. Алкоголь в этих случаях используется как средство, облегчающее контакты и способствующее ослаблению социальных запретов.
Характерно, что подростки, употребляющие спиртные напитки, значительно более тяготеют к современным музыкальным ритмам, посещая активнее дискотеки, вечера и концерты современной музыки. Такой комплекс развлечений характерен для потребителей современной массовой культуры.
Показатели ценностных ориентации анализируемых трех групп подростков свидетельствуют о том, что такая категория как здоровье занимает первое место. Правда, в группе непьющих подростков оно ценится выше (81,36%) чем в группе пьющих (70,21%) и много пьющих (63,93%). На втором месте у непьющих любовь, дружба – 40,68%, на третьем семья – 38,98%, на четвертом – чистая совесть – 32,20%.
У пьющих подростков на втором месте также любовь, дружба (с несколько более высоким количественным показателем – 51,71%), на третьем месте – материальное благополучие – (46,23%), на четвертом – разнообразная веселая жизнь (35,62%).
У подростков систематически пьющих на первом месте, так же как и в двух других группах, здоровье, но с более низким показателем – 63,93%. На втором месте – любовь, дружба – 54,10%, на третьем – материальное благополучие – 49,18%, на четвертом – разнообразная веселая жизнь – 45,90%.
Таким образом, непьющие подростки считают для себя наиболее важными здоровье, любовь, дружбу, семью и чистую совесть.
Для подростков, употребляющих с различной степенью интенсивности алкогольные напитки, значимы, наряду со здоровьем, любовью и дружбой, материальное благополучие и веселая разнообразная жизнь. Такая категория, как чистая совесть ценится значительно ниже в группах употребляющих алкогольные напитки (15,41%) и употребляющих систематически (9,02%), чем в группе не употребляющих (32,20%), и занимает одно из последних ранговых мест.
При составлении профилактических программ следует учитывать, что подавляющее большинство подростков обоего пола, независимо от их отношения к алкогольным напиткам, первостепенное значение придает собственному здоровью. Они фактически готовы к восприятию воспитательного воздействия с целью формирования у них навыков здорового образа жизни.
Обследование подростков, которые не вписываются в систему общего среднего и специального образования, а это, как правило, лица педагогически запущенные с задержкой развития, нередко с отклоняющимся поведением, пренебрежительным отношением к своим обязанностям, показало самый высокий уровень потребления алкогольных напитков (см. Табл. 1 и Табл. 2).
Причины потребления алкогольных напитков, характер и формы проведения досуга, структура ценностных ориентации имеют много общего с таковыми у школьников и учащихся СПТУ. Однако обращает на себя внимание предпочтение праздных и бездеятельных вечеров досуга, "тусовок", встреч с противоположным полом.
Обследованные учащиеся, по определению педагогов, относятся к категории "трудных подростков". Это дети, которые не смогли или не захотели продолжать образование, а также те, которые попали на обследование по направлению детской комнаты милиции.
Анализ данных, касающихся их отношения к психоактивным веществам, показал, что обследованные подростки составляют так называемую "группу риска" – показатели потребления этих веществ у них значительно выше, чем у их ровесников – школьников и учащихся СПТУ.
Профессиональные планы имеют тенденции, во многом отражающие современное состояние общества (бизнес, предпринимательство, охрана, рэкет; у девочек – фотомодель, манекенщица и т.д.) с той лишь разницей, что у их ровесников-школьников значительно выше рейтинг профессии, связанной с необходимостью приобретения высшего образования.
Наличие тенденций, характерных для молодежной среды сегодняшнего дня, в некоторой степени облегчает задачу педагогов и медицинских работников, осуществляющих воспитательное воздействие, так как цель, задачи и методы, содержание и организация его, остаются общими как для школьников, учащихся СПТУ, так и для этих детей. Однако качественные и количественные характеристики потребления психоактивных веществ подростками обследованной группы диктуют необходимость значительного усиления антиалкогольного гигиенического воспитания. Особое значение для них имеет личностный подход и работа с каждым подростком как в составе группы, так и индивидуально Необходимо постоянное наблюдение подросткового врача-нарколога с целью оптимизации профилактической, а в случае необходимости и лечебной работы.
Существование дифференцированных групп подростков и молодежи (разный воз раст, разные учебные заведения, группы "риска" и т.д.) диктует необходимость разработки дифференцированных программ гигиенического обучения и воспитания молодежи. Причем термин "программы" необходимо применять в широком смысле, так как о” предусматривает содержание и форму подачи информации, способы и средства познавательной деятельности, методы воздействия на мотивы поведения, т.е. все многообразие целенаправленного воздействия на человека, которое повлекло бы за собой изменен” отношения и, соответственно, изменение навыков и привычек поведения.
"Дифференцированность" профилактических программ следует рассматривать в двух аспектах. Прежде всего, это разработка программ двух типов для непосредственных объектов вое питательного воздействия – для детей и подростков и для осуществляющих эти воздействия -родителей, педагогов, воспитателей, мастеров производственного обучения и т.д.
Другой аспект дифференцирования программ определяется возрастной динамикой спецификой учебного заведения, характером социализации личности, изменениями ценностных ориентации.
В структуре жизненных ценностей подростков категория "здоровье" занимает перво место. Это дает основание считать, что молодежная аудитория готова к восприятию соответствующей молодежной информации в рамках антиалкогольного воспитания, осуществлять которое можно только через общую систему воспитания, не выделяя его из этой системы как автономное, отдельное, изолированное, независимое, а рассматривая его как составную часть воспитания навыков здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью.
Любая профилактическая программа должна начинаться с оптимизации "уклада жизни подростка, прежде всего с нормализации условий обучения, труда и быта, оздоровления внутрисемейных отношений, налаживания полноценного питания, организации медицинского обслуживания, в соответствии со все возрастающими требованиями окружающей среды.
При этом всегда надо помнить, что легче предупредить возникновение вредных привычек, чем потом ликвидировать их. Содержание, объем и подача медицинских знаний относительно проблемы потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ должны быть четко согласованы с задачами профилактических программ по другим проблемам охраны здоровья и соответствовать возрастным, социально-экономическим и культурным характеристикам детей, подростков и молодежи.