20:56
Кредиторов заставят уважать должников

Депутат-"эсер" внес в Думу законопроект о коллекторах.

В Госдуму внесен законопроект о защите прав и интересов граждан при взыскании с них задолженности кредиторами или их представителями. Внес его депутат фракции "Справедливая Россия", член комитета по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

Правительственный вариант законопроекта о защите заемщиков от беспредела коллекторов разрабатывается уже несколько лет, месяц назад он был опубликован на сайте Минэкономразвития для обсуждения всеми заинтересованными лицами. Но он до сих пор не только не внесен в Госдуму, но даже не рассматривался на заседании правительства. Судя по всему, он будет "обсуждаться" еще несколько лет.

Между тем, в нынешнем году объем рынка коллекторских услуг оценивается в 3,5 млрд. долларов. Как прогнозирует вице-президентНациональной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Елена Докучаева, именно такой объем "плохих долгов" будет продан агентствам российскими банками. А в следующем году, если розничное кредитование продолжит расти такими же темпами, как сейчас, рынок может увеличитьсядо 4-5 млрд. долларов, считает эксперт. Без всякого сомнения, такой большой сектор финансовой системы страны нуждается в законодательной базе.

Поэтому представители банковского сообщества, которым законодательная база для взыскания долгов нужна не меньше, чем должникам, решили сами разработать и внести необходимый законопроект в парламент. Как пояснил "Интерфаксу" автор документа Анатолий Аксаков, в последнее время проблема нарушения прав граждан при взыскании с них задолженности обострилась, и новый законопроект будет защищать должников "от чрезмерных действий кредиторов и их представителей, в том числе коллекторских агентств".

Действительно, количество жалоб на незаконные действия коллекторов растет и в Госдуме, и в Центробанке, и в Роспотребнадзоре. Поэтому Аксаков считает, что законопроект найдет поддержку, тем более, что у "цивилизованно работающих коллекторов здоровое отношение к принятию документа".

Законопроект устанавливает ограничения для взыскателей просроченной задолженности: им запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями, а также разглашать их, если они стали им известны. Под запретом могут оказаться такие действия со стороны взыскателей, которые ставят под угрозу жизнь, здоровье или честь должника. Запрещается также представляться при обращении к должнику государственными служащими и вводить его в заблуждение относительно того, что взыскатель обладает государственными властными полномочиями. Также запрещается угрожать применением санкций, которые могут быть наложены исключительно органами государственной власти. В документе говорится, что должнику нельзя посылать сообщения угрожающего содержания, кроме того, запрещается информировать работодателя и третьих лиц о наличии задолженности.

Взыскатель также не вправе осуществлять взыскание просроченной задолженности в период с 21 часа до 8 часов утра. Кстати, в законопроекте Минэкономразвития временные границы несколько уже – с 22.00 вечера до 6 часов утра. Кроме того, взыскатель не может слишком часто – более трех раз в сутки или двух раз в течение часа – напоминать о долге. А если должника не устраивает "характер общения" с взыскателем, то он может потребовать "прекращения любого взаимодействия, кроме его письменной формы". И еще, взыскатели обязательно должны быть участниками саморегулируемых организаций коллекторов (СРО), которые будут нести ответственность за нарушения со стороны своих членов.

Между тем, представители ассоциаций коллекторов жалуются на то, что законопроект ориентирован в основном на защиту интересов должников, а не кредиторов. Однако, по мнению экспертов, это вполне оправдано потому, что заемщик в этой ситуации является слабой стороной, а взыскатель – сильной. С другой стороны, закон помогает и коллекторам: он делает их деятельность легитимной и понятной для банка. И если банк будет уверен, что он не рискует попасть в скандальную ситуацию в связи с методами взимания долгов, он охотнее пойдет на передачу своих плохих кредитов коллекторским агентствам, а не будет заниматься этим сам, как это зачастую происходит сейчас. А значит, круг клиентов и объем рынка коллекторских услуг с принятием закона заметно расширится.

Некоторые люди ждут этого закона, наивно полагая, что он совсем избавит их от уплаты долга по кредиту. Но таких преференций закон не дает и не должен давать, он призван лишь узаконить процесс взимания долга. Если бы сегодня вышел закон, который прощал бы все долги заемщиков, то кому банки завтра стали бы выдавать кредиты? Никому. Поэтому закон должен найти "золотую средину", которая устраивала бы и заемщика, и кредитора.

Впрочем, сейчас ситуация с просроченными долгами в российской банковской системе улучшается, и не только относительно общего количества выданных кредитов. Было какое-то время, когда процент просроченных долгов в банковской системе снижался только по отношению к их общему количеству – за счет роста числа новых кредитов, но сегодня плохих долгов действительно становится меньше. Кроме того, и число выданных кредитов тоже продолжает заметно расти.

Но, судя по статистике, растут в основном не долгосрочные и ипотечные кредиты, а потребительское"экспресс-кредитование" в магазинах. И это плохо, потому что в результате происходит повышение спроса на иностранные товары. В России и без того объем импорта уже практически достиг размеров экспорта, и через некоторое время мы можем получить отрицательный торговый баланс. А для страны, экспорт которой сильно зависит от конъюнктуры на рынке нефти, это очень опасная тенденция.

Но есть здесь и еще одна опасность – рост так называемых микрофинансовых организаций, которые охотно выдают деньги гражданам прямо в магазинах, без всяких справок, подтверждающих доходы и поручителей – под 2 % в день и до 700 % годовых. Самое интересное, что эти так называемые "микрофинансисты" утверждают, будто у них практически нет просроченных задолженностей, и к коллекторам они не обращаются. В чем здесь секрет?

На самом деле, как свидетельствуют эксперты, невозвраты у них довольно высокие, но эти организации взимают долги бандитскимиметодами 90-х, разве что утюгом и паяльником не пользуются. И новый закон о защите должников против них вряд ли поможет. Как рассказал банковский омбудсмен, член комитета по финансовому рынку Госдумы Павел Медведев: "Когда были ликвидированы некоторые мелкие банки, у которых не доставало капитала до установленных 90 млн. рублей, эти структуры перекупили новые владельцы. Теперь уже без банковской лицензии, они действуют под вывеской микрофинансовых организаций, используя клиентскую базу и опыт работы ликвидированного банка. И люди из команды бывшего банка продолжают работать, но уже не просто жестко, а жестоко, как будто мстя за то, что их лишили респектабельной работы и выгнали на улицу. А для выбивания долгов они набирают третьих лиц уже из числа откровенных бандитов. Вот такая ненормальная ситуация".

По словам депутата, вина за это лежит на законодательной власти, которая уже много лет обещает, но до сих пор так и не приняла закон "О потребительском кредите", в котором был бы урегулирован предельный размер процентов и штрафов за просрочку. Потому что кредитование под 2 % в день называется уже не кредитованием, а ростовщичеством. А законы против ростовщичества сегодня приняты во многих развитых странах, даже наши бывшие коллеги по соцлагерю, например, Польша, недавно приняли подобное законодательство. И если принять такое законодательство в России, то эти микрофинансовые организации просто не смогут существовать и исчезнут сами собой.

Источник: novopol.ru
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Права потребителя | Просмотров: 1383 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar