19:44
Плату за пользование платежными системами могут отменить
Эта новость — глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко пообещал добиться отмены комиссии, взимаемой при оплате услуг сотовой связи через терминал, — обошла чуть не все СМИ и была встречена на ура. Иного и быть не могло — мобильник есть у всех, кроме младенцев и совсем уж престарелых людей. Но, как это часто бывает с подобными инициативами, встает вопрос: под силу ли чиновной воле подчинить себе стихию рынка?

Взымаемые сегодня комиссии — до 10% от суммы платежа — кажутся запредельными практически каждому. По-дилетантски мы сопоставляем сложность обеспечения нас сотовой связью и проведения платежа и приходим к выводу, что второе никак не составляет 10% от первого. Однако такой подход не совсем верен. Нужно, конечно, более аккуратно смотреть себестоимость услуги — и ее рыночной ценности для потребителя.

Что касается затрат, которые несет хозяин платежного терминала (или их сети) — это, главным образом, стоимость самого терминала, его технического обслуживания и аренды. И то, и другое, и третье — не такие уж «смешные» деньги. Что касается аренды, тут проявляется одна из базовых черт российского бизнеса — у нас любят вести себя, как собака на сене. Отдавая квадратный метр площади под терминал, хозяева торговых центров и магазинов не жертвуют ничем. Но… все равно норовят содрать побольше… и еще немного. А что касается технического обслуживания, оно получается интенсивным по другой причине: слишком много у нас вандалов.

В итоге, если поделить все эти затраты на один терминал на идущий через него денежный поток, получаются те самые ощутимые проценты. Показателем того, что «терминальщикам» некуда падать по цене, стало то, что комиссии ощутимо возросли с 1 апреля прошлого года. Тогда, напоминает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Независимой ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким, владельцев терминалов обязали оборудовать их кассовыми аппаратами. Чтобы скомпенсировать расходы на дополнительное оборудование, комиссии пришлось поднимать чуть ли не вдвое.

Вторая часть вопроса — почему потребитель позволяет это делать. Чтобы понять это, стоит вспомнить времена, когда никаких терминалов не было. Это не так уж и сложно, поскольку в широких объемах появились они всего несколько лет назад. Как жили пользователи сотовой связи до этого? Или пользователи домашнего Интернета? Да вот так и жили: чтобы пополнить счет телефона, нужно было ехать в офис сотового оператора. Ну, или получить счет по почте, идти с ним в банк и оплачивать. То есть терминалы прежде всего экономят наше время. Один платеж без терминала отнял бы час или даже пару, учитывая время на дорогу туда и обратно. Сколько стоит ваш час? Десять рублей? Сто?

Что, однако, произойдет, если инициатива Онищенко будет претворена в жизнь? По мысли чиновников, держателям терминалов их затраты должны будут вместо потребителей компенсировать платежные системы и конечные получатели платежей. Отчасти это уже происходит: комиссионное вознаграждение получают держатели терминалов, дающих высокий денежный поток, — в крупных торговых центрах и т. п. Увеличится ли это вознаграждение в новой ситуации? Станут ли системы и «деньгополучатели» делиться с остальными владельцами терминалов?

…А зачем им это? В крупных и даже средних городах рынок мобильной связи и домашнего Интернета сформирован и поделен. Это означает, что, если процесс платежей станет менее удобным, вряд ли это кого-то побудит отказаться от мобильного или Интернета — и то, и другое давно стало обязательной частью нашей жизни. Менять оператора на того, кто имеет широкую и удобную систему терминалов, тоже вряд ли кто-то станет: сотовые абоненты пока привязаны к своему оператору номером своего телефона, который менять не очень удобно. Интернет-пользователи более «текучи», но там отличается и «психология платежей» — все, относящееся к дому, кажется нормальным сложить аккуратной пачкой и оплатить раз в месяц в банке.   

Так что большинство аналитиков сходятся на том, что сотовые операторы и интернет-провайдеры (по большей части это давно уже одни и те же организации), не станут платить комиссионные владельцам терминалов за проведение платежей. Как не станут они «городить огород», создавая собственные сети терминалов. Абонентам предложат пользоваться терминалами в крупных ТРЦ, а также платежными точками в офисах провайдеров и в магазинах принадлежащих им торговых сетей типа «Евросети» или «Связного». Однако сейчас под вопросом само существование этих сетей, поскольку продажи сотовых телефонов и других гаджетов сильно упали — рынок насыщен.

Поэтому вывод прост: бесплатных пряников не бывает. Прекрасный мир, где все есть, но гражданам ни за что не приходится платить, существует лишь в воображении чиновников, которые выросли еще в советские времена, и представление о том, как устроен и работает бизнес, имеют весьма смутное. Ну, или они делают вид, будто верят в свои прожекты. В конкретном случае запрет взимать комиссионные обернется значительными неудобствами для потребителей — нам придется тратить свое время, чтобы найти ближайшую точку оплаты. Кстати, офисы в отличие от многих терминалов работают не круглосуточно. А потому, если у вас телефон замолкнет поздно вечером — ждать придется до утра.

Есть и еще один неприятный для потребителей момент. Уже бывали прецеденты, когда телеком-монстры использовали принадлежащие им платежные инфраструктуры (сети магазинов) в конкурентных войнах — в каждой из сетей принимали платежи только на «своего» сотового оператора. Тогда, однако, все, чего удалось добиться этим — стимулировать потребителей пользоваться терминалами. Теперь, с уходом терминалов, войны могут возобновиться. И ударять они будут по еще оставшимся небольшим региональным и макрорегиональным операторам, у которых своих розничных сетей нет. Поэтому следующим «подарком» потребителям может стать усиление монополизации рынка телеком-услуг. Правда, когда у нас федеральных чиновников пугала монополизация — они, наоборот, приветствуют «укрупнение рынка».

О том, насколько успешным окажется поход на комиссии, можно будет судить по исходу другого «терминального дела», ранее начатого Роспотребнадзором. Ведомство сочло незаконным нахождение терминалов и других подобных устройств в помещении аптек и потребовало их оттуда убрать. Чему, к слову, формальные основания имелись.

Установка в зале терминала является нарушением лицензионных требований, так как это иной вид деятельности, требующий отдельной регистрации». К тому же надзорная служба разработала новые санитарно-эпидемиологические нормы (они пока существуют лишь в проекте), которыми прямо запрещается нахождение терминалов на территории фармацевтических организаций

Но тут может получиться, что, как говорится, коса нашла на камень. У нас в стране работает порядка 60 тысяч аптек. Причем около 10% из них разместили у себя терминалы. В основном это сетевые аптеки. И эксперты убеждены, что если аппараты уберут, то это окажется серьезным ударом по самому аптечному бизнесу. Ведь благодаря размещению банкоматов и терминалов у аптек уменьшается арендная плата. К тому же такие сервисы привлекают дополнительное количество клиентов.

93 аптечные сети объединены в Аптечную гильдию, которая имеет немалый лоббистский потенциал. И ее руководитель Елена Неволина уже заявила, что ими подготовлен список замечаний по данному законопроекту. И если господин Онищенко не добьется выселения терминалов из аптек, то аналогичная осечка может случиться и с отменой комиссий.

Не исключено, однако, что уже в ближайшие годы терминалы отомрут сами, с развитием мобильного интернет-банкинга. Доступ к своему банковскому счету через мобильный телефон дает множество возможностей… включая возможность платить и за сам телефон!

Виктор КЛОЧКОВ
Фото Екатерины ФОМИНЫХ
Источник: "Уральский рабочий"
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Права потребителя | Просмотров: 1769 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar