13:44
Российские авиакомпании экономят на погоде
Российские авиакомпании, стремясь сэкономить, отказываются от платной метеорологической информации, предоставляемой Росгидрометом. Это стало возможным после принятия Минтрансом решений, направленных на удешевление авиаперевозок и сделавших необязательными оплату услуг Росгидромета. Метеорологи бьют тревогу, ведь отказ авиакомпаний платить грозит разрушением системы метеорологического обеспечения полетов.

С принятием Минтрансом новых Федеральных авиационных правил (ФАП-128) экипажам воздушных судов стало необязательно получать сводку погоды в аэропорту вылета — они могут получать метеосводки из любого источника, который они посчитают достоверным. В итоге ряд авиакомпаний предпочитает брать данные из сети Интернет, и на этом основании отказывается оплачивать услуги ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», единственного поставщика метеосводок в российских аэропортах. С 1 мая 2013 другой приказ Минтранса перевел оплату за метеосводки из категории обязательных сборов в категорию тарифов, что означает необязательность их оплаты. В результате авиакомпании начали массово отказываться от услуг ФГБУ «Авиаметтелеком».

Эта ситуация ведет к разрушению системы авиационного метеорологического обеспечения и создает прямую угрозу безопасности полетов, в июне предупредил в своем письме руководитель Росгидромета Александр Фролов министра транспорта Максима Соколова.

Кроме того руководство Росгидромета попыталось спасти ситуацию, обратившись к международным поставщикам аэронавигационной информации SITA и Jeppessen с требованием прекратить предоставлять российским перевозчикам метеосводки в российских аэропортах, полученные от Росгидромета согласно международным соглашениям бесплатно. Авиаперевозчики расценили это как воспрепятствование их деятельности и пожаловались в Минтранс.

Как рассказал «Известиям» президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев, с точки зрения авиаперевозчиков это выглядит как навязывание им услуги, в которой они не нуждаются. — Нам сегодня проще получать метеоинформацию от американской компании Jeppessen (является подразделением компании Boeing). — говорит Евгений Чибирев. — Этот сервис дает нам более удобную и точную информацию, и экономически нам это выгоднее. Но когда мы перестаем оплачивать услуги Росгидромета, они пытаются на нас воздействовать различными способами — начинают ограничивать время работы своих метеопунктов в аэропортах и тому подобное.

По оценкам экспертов, на каждый взлет воздушного судна его владелец платит тариф за метеообеспечение в размере от 3 до 8 тыс. рублей — в зависимости от массы самолета и аэропорта отправления. В год это выливается для российских авиакомпаний в суммы порядка от 50 до 200 млн рублей. По данным Счетной палаты, доля расходов за метеообеспечение в себестоимости авиаперевозок составляет 0,36%.

ФГБУ «Авиаметтелеком» является оператором 270 метеостанций и единственным поставщиком специализированной метеоинформации. Организация ведет метеообеспечение 200 российских аэропортов от Москвы и Санкт-Петербурга до Камчатки и Чукотки. При этом «Авиаметтелеком» не получает бюджетного финансирования на авиационное метеообеспечение и фактически находится на самоокупаемости. При необходимом объеме финансирования примерно в 2 млрд рублей из бюджета перечисляется всего 5% этой суммы в рамках оплаты за госзаказ по организации и осуществлению функций отраслевого центра телекоммуникаций.

Наши авиакомпании, покупающие информацию у SITA и Jeppessen, не учитывают, что эти операторы не имеют своей сети метеостанций в России, и потому пользуются данными, предоставляемыми Росгидрометом в рамках международных соглашений, рассказала «Известиям» гендиректор ФГБУ «Авиаметтелеком» Марина Петрова.

–Проблема, на мой взгляд, кроется в слабости нормативно-правовых документов Минприроды и Минтранса, уточняет Петрова. — А также в их нежелании конструктивно договариваться. Минтранс лоббирует коммерческие интересы авиакомпаний, Минприроды не успевает за реализацией 83 ФЗ в части авиаметобеспечения как платной госуслуги.

По словам Петровой, недоговоренности чиновников создают опасную для безопасности полетов ситуацию. Так, например, отказ авиакомпаний «Россия», «Уральские авиалинии» и ОАО «Полет» оплачивать аэропортовый сбор за метеообеспечение привел к потере 10% доходов «Авиаметтелекома». Как следствие, Росгидрометом планируется сокращенный регламент работы авиационных метеостанций гражданского назначения (АМСГ) в аэропортах Калининград, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Псков, Петрозаводск, и Воронеж с 1 августа 2013 года.

Такие ограничения, в свою очередь, не нравятся авиаперевозчикам. По мнению замгендиректора компании «Уральские авиалинии» Владимира Чикилева, такое сокращение режима работы является нарушением как Федеральных авиационных правил (ФАП), так и ряда международных договоренностей, согласно которым Россия обязана предоставлять эту информацию в международные информационные центры.

— Метеорологическое обеспечение является частью обязанностей государства по предоставлению инфраструктуры воздушного движения, — напоминает Владимир Чикилев.

Отраслевые эксперты поддерживают позицию авиаперевозчиков. По мнению главного редактора отраслевого портала Avia.ru Романа Гусарова, у авиакомпаний должна быть возможность выбора, откуда получать метеоинформацию.

— Если сохранение существующей системы метеоизмерений так важно, то этим должно заниматься государство, — говорит эксперт. — В США, к примеру, вся метеоинформация производится в рамках заказа министерства обороны и оплачивается из государственного бюджета, а гражданской авиации предоставляется бесплатно.

Источник: Известия

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Общество | Просмотров: 685 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar