ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1.2. Пользуйтесь и новым и старым

Публика не питает интереса к обычному. Ее интересует все новое, не похожее на старое, однако имеющее к нему непосредственное отношение. Вот почему для людей, связан­ных со сценой, спектакли и закулисная жизнь -- самый неис­сякающий на свете источник разговоров. Не потому ли для специалиста по двигателям самый увлекательный в мире предмет -- мотор. Он видит подробности, которые не видит рядовой человек,-- подробности, имеющие отношение к тому, что он уже знает и что связано с его всепоглощающим инте­ресом к двигателю.

Как же сделать обычное интересным, а новое -- понятным при подготовке к речи? Во-первых, если тема старая, разви­вайте ее в связи с новыми фактами и насущными интереса­ми. Во-вторых, если тема новая и необычная, развивайте ее, опираясь на общеизвестные факты и житейский опыт. В обо­их случаях основное требование -достаточное знание воп­роса. Обычно поверхностное знание - это знание «общих мест». Чем хуже человек знает предмет, тем менее интерес­ны данные, которыми он располагает.

Посмотрите, как Брюс Бартон, пользующийся широкой известностью в области коммерческой рекламы в качестве организатора и лектора, избитую тему сделал интересной. Ему пришлось делать доклад по безнадежно скучному вопро­су -- о значении в быту таких электропринадлежностей, как стиральные машины. Докладу он дал название: «Надолго ли хватит вашей жены?» Огласив его, он заинтересовал слуша­телей следующим заявлением:

Пока я дойду до конца, мне хотелось бы сказать не­сколько слов о самом названии доклада и ответить на вызываемые им недоуменные вопросы.

Далее он направился в историческую экскурсию, придав­шую вопросу неожиданное освещение.

Несколько лет назад в Бостоне состоялось праздно­вание, посвященное исторической высадке отцов-пилигримов. После речей мужчин, воздавших должное их заслугам, слово было предоставлено одной остроумной и бойкой особе. Она сказала: «Мне надоело слушать поток похвал по адресу отцов-пилигримов. Я хотела бы посвятить несколько слов матерям-пилигримам. Они претерпели то же, что и отцы-пилигримы, сверх того им пришлось претерпеть от самих отцов-пилигримов».

Бартон нашел применение этому примеру, связав его с имеющим к нему отношение самым насущным из всех вопро­сов -- вопросом о жизни и смерти.

Друзья мои, знаете ли вы, что случилось с матеря­ми-пилигримами? Они умирали. Они умирали молоды­ми. Чтобы поднять на ноги одну семью, их нужно было две, а то и три. Отцы были крепкие, закаленные люди и жили подолгу, но работа и тяжелые бытовые условия сокращали жизнь их жен. Минутку внимания...

Затем последовали статистические данные. На них обыч­но смотрят как на что-то нудное и расхолаживающее. Здесь все было иначе. Статистика приковала к себе внимание слу­шателей. Лектор взял на себя труд раскопать статистиче­ские данные и извлечь факты, которые были необычны и за­трагивали коренные интересы аудитории. Это было сочета­ние частного с общим.

Из мужчин, окончивших Иельский университет между 1701 и 1745 гг., 418 вступили в брак. Что стало с их женами?
  • 33 умерло в возрасте до 25 лет.
  • 55 умерло в возрасте до 35 лет.
  • 59 умерло в возрасте до 45 лет.
Из 418 мужей 147 потеряли жен до достижения по­следними среднего возраста.

Не лучше было с женами окончивших Гарвардский университет Возьмем 1671 г. как типичный. Окончив­ших было 11 человек, из которых один умер холостым в двадцатичетырехлетнем возрасте. Из оставшихся де­сяти -
  • 4 женились дважды;
  • 2 женились три раза.
На 10 мужей пришлось 18 жен.

Эти статистические выкладки были завершены интерес­ным едким замечанием.

Справедливо было сказано, что уровень цивилиза­ции можно определять по условиям, в которых живет женщина*.

Теперь обратите внимание как малоговорящая тема ста­новится интересной и оживленной благодаря обращению к обычным явлениям и заурядному человеческому опыту/Сле-дующий отрывок взят из описания ловли губок Луиса Ада-ыика.

В солнечный ясный день дно океана неописуемо прекрасно -- оно похоже на огромный сад на скалах, пе­реливающий мягкими, переходящими одна в другую красками. Красота, пронизывающее сознание одиноче­ства, громадная рыбина над тобой и мелкая рыбешка, тыкающаяся носом в твою голую руку,- все это наво­дит страх. Выбравшись наверх, я не без удовольствия узнал, что в первый раз все трусят. Нужно не меньше года практики, чтоб чувствовать себя в подводном цар­стве почти как дома.

Элементы нового и старого сопоставляются путем упо­доблений и контрастов. И действительно, понять новое зна­чит заметить, в чем оно схоже с обычным и чем отличается от уже известного. Сравнения пробуждают и удовлетворяют любознательность. Они вызывают вопрос: «Какова природа этого предмета?» -- и отвечают на него, указывая, на что по­хож или не похож данный предмет. Они приводят в движе­ние мысль слушателя и облегчают ее ход. Подобные методы, поднимающие интерес и вносящие в изложение ясность, уже обсуждались как виды вспомогательных приемов в главе VI и еще будут предметом обсуждения в дальнейшем.

 
Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление