ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1.1. Учитывайте интересы аудитории

Для «проявления» отпечатков пальцев ФБР применяет следующий прием. Берется чистый лист бумаги и погружа­ется в раствор. Вскоре там, где, казалось, ничего не было, появляется отпечаток. Интерес аудитории вызывают подо­бно тому, как «проявляют» отпечатки пальцев. Оратор сам не создает интереса. Он только поднимает на поверхность скрытые, дремлющие интересы. Иначе говоря, он их активи­зирует. Именно в этом заключается первая задача информа­ционной речи. Если оратор попытается выявить то, чего в действительности нет, его постигнет неудача. Если формула проявления неверна, он ничего не добьется.

Уже при выборе темы и определении цели вы старались представить себе, к чему питают склонность ваши будущие слушатели. Необходимо при развитии каждого пункта речи задавать вопрос: «Что заинтересует слушателей, например, как членов общины, как граждан, учащихся, как родителей, прихожан, профессионалов?» Основным фактором при реше­нии вопроса о каждом пункте речи может быть: любят ли слушатели музыку или нет, ротарианцы они или нет, домо­владельцы или нет и -- что особенно важно для речей, произ­носимых на классных занятиях,- являются ли они студента­ми колледжа.

Следующий вопрос, взятый из доклада на тему «Как гены развиваются в человека», показывает, каким образом оратор ставит характер своих высказываний в зависимость от инте­ресов аудитории:

Как зародыш из почти незаметного и видного только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?

В примере приведен именно футболист, а не просто «че­ловек», и это сразу вдвое повышает интерес слушателей. Та­ким же образом доклад о кондиционировании воздуха перед деловой аудиторией должен обязательно включать сообра­жения о стоимости установки и эксплуатации, а также об экономии. Беседа о гигиене в школьной аудитории должна иметь в виду школьные условия. Но, с другой стороны, не все, что говорит оратор, имеет специальное отношение к аудитории. Это резко ограничило бы выбор тем и даже вы­звало бы неловкость у слушателей. Большая часть материа­ла в докладах на студенческих занятиях, например по вопро­су о телевидении, о налогах, о том, как объезжают диких лошадей, и т. д., вряд ли имеет отношение к жизни коллед­жа.

Поэтому, развивая каждый раздел речи, не только уяс­няйте себе, заинтересует ли речь аудиторию, если учесть особенности последней, но также затронет ли ваше выступ­ление общечеловеческие интересы. Все люди независимо от возраста, пола, воспитания, профессии, политических убеж­дений, религии питают одинаковый интерес к вопросам жиз­ни и смерти, здоровья, богатства, престижа, власти, удоволь­ствий, добра и зла. О таких интересах, как об основе убеж­дений и мотивах действий, будет сказано далее, -при обсуждении агитационной речи. В информационной речи они только играют роль стимулов, вызывающих внимание к обсуждаемому предмету. Остальные указания относительно ясного и интересного характера речи помогут вам увязать ее
план с тяготением слушателя к данным общим вопросам.