ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
1.1. Учитывайте интересы аудитории
Для «проявления» отпечатков пальцев ФБР применяет следующий прием. Берется чистый лист бумаги и погружается в раствор. Вскоре там, где, казалось, ничего не было, появляется отпечаток. Интерес аудитории вызывают подобно тому, как «проявляют» отпечатки пальцев. Оратор сам не создает интереса. Он только поднимает на поверхность скрытые, дремлющие интересы. Иначе говоря, он их активизирует. Именно в этом заключается первая задача информационной речи. Если оратор попытается выявить то, чего в действительности нет, его постигнет неудача. Если формула проявления неверна, он ничего не добьется.
Уже при выборе темы и определении цели вы старались представить себе, к чему питают склонность ваши будущие слушатели. Необходимо при развитии каждого пункта речи задавать вопрос: «Что заинтересует слушателей, например, как членов общины, как граждан, учащихся, как родителей, прихожан, профессионалов?» Основным фактором при решении вопроса о каждом пункте речи может быть: любят ли слушатели музыку или нет, ротарианцы они или нет, домовладельцы или нет и -- что особенно важно для речей, произносимых на классных занятиях,- являются ли они студентами колледжа.
Следующий вопрос, взятый из доклада на тему «Как гены развиваются в человека», показывает, каким образом оратор ставит характер своих высказываний в зависимость от интересов аудитории:
Как зародыш из почти незаметного и видного только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?
В примере приведен именно футболист, а не просто «человек», и это сразу вдвое повышает интерес слушателей. Таким же образом доклад о кондиционировании воздуха перед деловой аудиторией должен обязательно включать соображения о стоимости установки и эксплуатации, а также об экономии. Беседа о гигиене в школьной аудитории должна иметь в виду школьные условия. Но, с другой стороны, не все, что говорит оратор, имеет специальное отношение к аудитории. Это резко ограничило бы выбор тем и даже вызвало бы неловкость у слушателей. Большая часть материала в докладах на студенческих занятиях, например по вопросу о телевидении, о налогах, о том, как объезжают диких лошадей, и т. д., вряд ли имеет отношение к жизни колледжа.
Поэтому, развивая каждый раздел речи, не только уясняйте себе, заинтересует ли речь аудиторию, если учесть особенности последней, но также затронет ли ваше выступление общечеловеческие интересы. Все люди независимо от возраста, пола, воспитания, профессии, политических убеждений, религии питают одинаковый интерес к вопросам жизни и смерти, здоровья, богатства, престижа, власти, удовольствий, добра и зла. О таких интересах, как об основе убеждений и мотивах действий, будет сказано далее, -при обсуждении агитационной речи. В информационной речи они только играют роль стимулов, вызывающих внимание к обсуждаемому предмету. Остальные указания относительно ясного и интересного характера речи помогут вам увязать ее
план с тяготением слушателя к данным общим вопросам.