ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1. ИНТЕРЕСНАЯ И ЯСНАЯ РЕЧЬ

Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и так­тики. Наполеон доказал это современникам своими блестя­щими победами почти во всех странах Европы. Возглавляя французкую армию в Италии, он впервые поднялся на вер­шине славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъ­единения и раздробления вражеских армий, прежде чем не-Иприятель успевал собраться с силами. За одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от «разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии» Наполеона.

Как и сражение, речь необходимо планировать. Ее содер­жание и приемы должны быть стратегически разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели. Цель же ин­формационной речи помочь познать и усвоить, а это дости­жимо лишь при условии, если речь интересна и ясна. Ин­терес, который должна пробудить информационная речь, вы­текает из желания познать. Ясность речи способствует удовлетворению этого желания. Интерес, вызываемый речью, и ясность ее •- две стороны одной и той же монеты. В подобном соотношении они и будут обсуждаться в дальней­шем.

Хорошая пьеса построена так, что по мере развития ос­ложнений, по мере нарастания в зрительном зале интереса и нетерпения перед публикой все более и более раскрывают­ся смысл происходящего на сцене, характер действующих лиц и сущность складывающихся положений. То же можно
сказать и о построении хорошей речи. После обдумывания ее плана, имеющего цель вызвать интерес к теме и помочь освоить предмет, оратор выходит к слушателям с затаенным намерением, которое в соответствии с подготовленным пол­ным конспектом и отдельными деталями последнего приве­дет его к поставленной цели. В начале речи он скажет: «Я располагаю весьма важным (поразительным, любопытным) фактом. О нем я хочу рассказать вам...». Затем на протяже­нии речи должны последовать замечания, которые не только поднимают интерес, но и делают его все более напряжен­ным. Оратор обязан знать, где могут понадобиться вспомога­тельные данные или стимулирующие интерес замечания и где следует опустить скучную и путанную подробность.

Каков должен быть план информационной речи, чтобы она вызывала интерес и была ясна? Предлагаемые вашему вниманию способы построения плана исходят из основных, требований •- интереса и ясности. Прорабатывайте их вни­мательно при обдумывании плана каждой вашей речи.