ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
1.4. Создавайте ощущение упорядоченного поступательного движения
При прочих равных условиях внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, попавшего непосредственно в поле зрения, но и в отношении движения, возникшего в воображении. Даже движение как переход от одной мысли к другой само по себе способно обусловить интерес к ним.
Проследите, как Герман Барджер в информационной речи (приложение IV) создает ощущение насыщенного драматизмом движения при изложении событий «Кровавого четверга» в Боливии. Каждый новый раздел поднимает слушателей на более высокий пункт наблюдения и направляет их внимание на нарастающий трагический ход событий, как объектив киноаппарата ведет за собой внимание кинозрителя.
В четверг около 9 часов утра я направился в посольство из квартиры...
Приближаясь к посольству, я услышал более интенсивную перестрелку...
Чтобы получить общее представление о том, что происходит, некоторые из нас забрались на крышу десятиэтажного здания...
Развитие действия, конечно,.легче всего использовать в повествовании, но оно находит применение также в описании и объяснении.
Чтобы действие было интересным и ясным, движение должно быть осмысленным. Слушатели чувствуют потребность в упорядоченном поступательном развитии идей, доступном их пониманию. Порхать с одного на другое без всякой ощутимой связи значит совершенно дезориентировать слушателя. Это убивает его естественное желание, чтобы впечатления нарастали последовательно и непрерывно. Аналогичную ошибку может сделать оратор, если он, желая соблюдать последовательность, слишком растянет речь, расчленив ее на десять, двадцать главных разделов. Живое внимание, возникшее в начале речи, рассеется и сменится утомлением.
Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным. Приводимый ниже порядок пунктов -- поступательный и, следовательно, логичный. Переставьте пункты в обратном порядке -- и вы почувствуете недопустимость такой перестановки.
1. Что происходило с «любительским» спортом в Америке до наших дней?
2. Что происходит с «любительским» спортом в настоящее время?
3. Что ожидает «любительский» спорт в будущем?
2. Что происходит с «любительским» спортом в настоящее время?
3. Что ожидает «любительский» спорт в будущем?
Любознательность, то есть жажда знания,-- двигатель умственной деятельности. Она ищет ответа на возникающие вопросы. Поэтому полезно планировать речь как последовательную, логическую цель вопросов и ответов. Будете вы формулировать вопросы или нет -• неважно, важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателя. В следующем примере, характерном для метода вопросов и ответов в информационной речи, дается только обобщение ответов. В самой речи они были даны в развитом виде. Обратите внимание, как здесь одно утверждение приводит к следующему. В таком виде речь напоминает серию вопросов и ответов на групповой дискуссии, с той разницей, что в указанном случае оратор сам регулирует порядок вопросов, и поэтому речь приобретает систему и последовательность.
Вступительное утверждение: В Америке четвертая часть браков кончается разводом. (Это утверждение
вызывает следующий вопрос.)
Вопрос: В чем корень зла?
Ответ: В обычно приводимых объяснениях не содержится правильного ответа на данный вопрос.
Ответ: В обычно приводимых объяснениях не содержится правильного ответа на данный вопрос.
(Такой ответ ведет к следующему вопросу.)
Вопрос: Какое объяснение будет правильным?
Ответ: Правильное объяснение заключается в том, что между главными причинами, ведущими к вступлению в брак, и подлинной основой брака существует большое различие. (Это вызывает следующий вопрос.)
Вопрос: Каковы главные причины, ведущие к заключению брака?
Ответ: Половое влечение. (Следующий вопрос является продолжением предыдущего.)
Вопрос: А какие другие причины?
Ответ: Другая причина -- романтическая любовь. (Ближайший вопрос вытекает из предыдущих утверждений.)
Вопрос: В чем подлинная основа брака?
Ответ: В родительских инстинктах, то есть в инстинктах материнства и отцовства. (Следующий вопрос обусловлен тем, что предшествующие утверждения не удовлетворяли полностью пробудившуюся любознательность слушателя.)
Вопрос: Почему же в разнице между причинами, ведущими к браку, и подлинной основой брака следует искать объяснение неудачных браков?
Ответ: Так как половое влечение и романтическая любовь со временем проходят, наступают разочарование и неудовлетворенность.
Вопрос: Какое объяснение будет правильным?
Ответ: Правильное объяснение заключается в том, что между главными причинами, ведущими к вступлению в брак, и подлинной основой брака существует большое различие. (Это вызывает следующий вопрос.)
Вопрос: Каковы главные причины, ведущие к заключению брака?
Ответ: Половое влечение. (Следующий вопрос является продолжением предыдущего.)
Вопрос: А какие другие причины?
Ответ: Другая причина -- романтическая любовь. (Ближайший вопрос вытекает из предыдущих утверждений.)
Вопрос: В чем подлинная основа брака?
Ответ: В родительских инстинктах, то есть в инстинктах материнства и отцовства. (Следующий вопрос обусловлен тем, что предшествующие утверждения не удовлетворяли полностью пробудившуюся любознательность слушателя.)
Вопрос: Почему же в разнице между причинами, ведущими к браку, и подлинной основой брака следует искать объяснение неудачных браков?
Ответ: Так как половое влечение и романтическая любовь со временем проходят, наступают разочарование и неудовлетворенность.
Вы помните по занятиям, посвященным составлению конспекта, что вопросы не находят в нем отражения. Если оратор и задает их, то они играют только роль переходов в изложении и направляют внимание слушателя в русло самой речи. Всякий раз, когда требуется дать направление вниманию или сосредоточить его на ближайших пунктах речи, следует обратиться к такому направляющему вопросу.