ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1.4. Создавайте ощущение упорядоченного поступательного движения

При прочих равных условиях внимание всегда устремля­ется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, попавшего не­посредственно в поле зрения, но и в отношении движения, возникшего в воображении. Даже движение как переход от одной мысли к другой само по себе способно обусловить ин­терес к ним.

Проследите, как Герман Барджер в информационной речи (приложение IV) создает ощущение насыщенного дра­матизмом движения при изложении событий «Кровавого чет­верга» в Боливии. Каждый новый раздел поднимает слушате­лей на более высокий пункт наблюдения и направляет их внимание на нарастающий трагический ход событий, как объектив киноаппарата ведет за собой внимание кинозрите­ля.

В четверг около 9 часов утра я направился в посоль­ство из квартиры...

Приближаясь к посольству, я услышал более интен­сивную перестрелку...

Чтобы получить общее представление о том, что происходит, некоторые из нас забрались на крышу де­сятиэтажного здания...

Развитие действия, конечно,.легче всего использовать в повествовании, но оно находит применение также в описа­нии и объяснении.

Чтобы действие было интересным и ясным, движение должно быть осмысленным. Слушатели чувствуют потреб­ность в упорядоченном поступательном развитии идей, до­ступном их пониманию. Порхать с одного на другое без вся­кой ощутимой связи значит совершенно дезориентировать слушателя. Это убивает его естественное желание, чтобы впечатления нарастали последовательно и непрерывно. Ана­логичную ошибку может сделать оратор, если он, желая со­блюдать последовательность, слишком растянет речь, рас­членив ее на десять, двадцать главных разделов. Живое вни­мание, возникшее в начале речи, рассеется и сменится утомлением.

Чувство движения пропадает, если движение не будет по­ступательным. Приводимый ниже порядок пунктов -- посту­пательный и, следовательно, логичный. Переставьте пункты в обратном порядке -- и вы почувствуете недопустимость та­кой перестановки.
 
1.  Что происходило с «любительским» спортом в Аме­рике до наших дней?
2.  Что происходит с «любительским» спортом в насто­ящее время?
3.  Что ожидает «любительский» спорт в будущем?

Любознательность, то есть жажда знания,-- двигатель ум­ственной деятельности. Она ищет ответа на возникающие вопросы. Поэтому полезно планировать речь как последова­тельную, логическую цель вопросов и ответов. Будете вы формулировать вопросы или нет -• неважно, важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателя. В следующем примере, характерном для метода вопросов и ответов в ин­формационной речи, дается только обобщение ответов. В са­мой речи они были даны в развитом виде. Обратите внима­ние, как здесь одно утверждение приводит к следующему. В таком виде речь напоминает серию вопросов и ответов на групповой дискуссии, с той разницей, что в указанном слу­чае оратор сам регулирует порядок вопросов, и поэтому речь приобретает систему и последовательность.

Вступительное утверждение: В Америке четвертая часть браков кончается разводом. (Это утверждение
вызывает следующий вопрос.)
 
Вопрос: В чем корень зла?

Ответ: В обычно приводимых объяснениях не содер­жится правильного ответа на данный вопрос.
(Такой ответ ведет к следующему вопросу.)

Вопрос: Какое объяснение будет правильным?

Ответ: Правильное объяснение заключается в том, что между главными причинами, ведущими к вступле­нию в брак, и подлинной основой брака существует большое различие. (Это вызывает следующий вопрос.)

Вопрос: Каковы главные причины, ведущие к заклю­чению брака?

Ответ: Половое влечение. (Следующий вопрос явля­ется продолжением предыдущего.)

Вопрос: А какие другие причины?

Ответ: Другая причина -- романтическая любовь. (Ближайший вопрос вытекает из предыдущих утверж­дений.)

Вопрос: В чем подлинная основа брака?

Ответ: В родительских инстинктах, то есть в инс­тинктах материнства и отцовства. (Следующий вопрос обусловлен тем, что предшествующие утверждения не удовлетворяли полностью пробудившуюся любозна­тельность слушателя.)

Вопрос: Почему же в разнице между причинами, ве­дущими к браку, и подлинной основой брака следует искать объяснение неудачных браков?

Ответ: Так как половое влечение и романтическая любовь со временем проходят, наступают разочарова­ние и неудовлетворенность.

Вы помните по занятиям, посвященным составлению кон­спекта, что вопросы не находят в нем отражения. Если ора­тор и задает их, то они играют только роль переходов в из­ложении и направляют внимание слушателя в русло самой речи. Всякий раз, когда требуется дать направление внима­нию или сосредоточить его на ближайших пунктах речи, сле­дует обратиться к такому направляющему вопросу.