ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1.5. Вносите в речь элементы драматизма

Драматические элементы -- конфликт, ожидание, развяз­ка. В них много личного, много от непосредственных пере­живаний. Их можно представить в первом лице, в настоя­щем времени. Это создает впечатление, что событие или яв­ление развертывается прямо на глазах. Если речь отражает борьбу, которая кроется за различными выводами, входя­щими в тему, то она вызовет интерес слушателя. Драма­тизм -- не в самих идеях, а в конфликте, который они вызы­вают.

Восстановление картины преступления -• один из наибо­лее эффектных приемов, к которому прибегают юристы-кри­миналисты:

Еще не рассвело. Жертва спит в спальне. В доме больше никого нет. Обвиняемый открывает окно в'сто­ловой и забирается в дом. Двигаясь по комнате, он оп­рокидывает вазу... Прислушивается... Из спальни ни звука. Он быстро приближается к комоду... Дело се­кунд, думает он: стоит только выдвинуть ящик, найти и взять шкатулку с деньгами. Но ящик не поддается. С отчаянным усилием он дергает ручку. Что это? Шум из спальни? Он теряет самообладание и тянет изо всех сил. Ящик поддается, выскакивает, грохает на пол; его содержимое разлетается по комнате. В эту минуту в дверях показывается старик в ночной сорочке. Он без­оружен. Мгновенно, но вполне отдавая себе отчет в своих действиях, обвиняемый выхватывает из кармана пистолет и стреляет -- один, два, три раза. Старик опу­скается на пол...

Такой прием может использовать каждый оратор, желаю­щий создать наибольшее впечатление. Некоторые темы мож­но разработать данным способом от начала до конца. Это относится главным образом к. темам повествовательного ха­рактера. Но и многие объяснения могут быть изложены в повествовательно-драматической форме. Например, это воз­можно при такой тематике: «Как Пастер начал войну с бак­териями»; «Как предупредить пожары»; «Что происходит при расщеплении атома»; «Биржевая игра»; «Джефферсон 'против Гамильтона». При подготовке речи на последнюю из приведенных тем вы можете начать с изложения противопо­ложных точек зрения Джефферсона и Гамильтона на про­стой народ.

Джефферсон: Мы считаем очевидной истину,, что все люди созданы равными, что творец их наделил из­вестными неотъемлемыми правами, и в том числе пра­вом на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Гамильтон: Сударь, ваш народ - скот.

Затем можно объединить имеющиеся у вас отрывки, от­носящиеся к их личной борьбе, положив в основу взгляды на народ у того и другого. Воображаемые разговоры и ситуации обострят у слушателя внутреннее отношение к конфликту.

Дав воображению полную свободу, можно построить за­хватывающую поучительную «драму» на такую прозаиче­скую тему, как «Умение сосредоточенно заниматься». На та­кую или подобную ей тему была произнесена не одна студен­ческая речь.

Крепко ухватившись за шиворот, я швырнул себя к письменному столу. Яростно кидаюсь на книги, хватаю бумагу, карандаш и, стиснув зубы, начинаю... Один па­раграф... другой... третий... Чувствую какую-то нелов­кость... Уж не с желудком ли что? Где, собственно, боль?.. Да-да, здесь... Уж не аппендицит ли?.. Нет, про­сто хочется есть. Вот в чем дело!.. Невозможно зани­маться, если умираешь с голоду...

Начиная с этого места, почти каждый студент, обладаю­щий воображением, может сказать интересную речь.

При повествовательно-драматической форме часто упот­ребляют прямую речь.

Тимоти Уэбстер так именно и сказал: «Когда Смазе-ры выскочили и закричали...»

Слушателям интересно знать точные слова людей, мысли которых излагают, и прямая речь почти всегда приковывает их внимание.



Назад
Продолжение
Вернуться в оглавление