ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
1.5. Вносите в речь элементы драматизма
Драматические элементы -- конфликт, ожидание, развязка. В них много личного, много от непосредственных переживаний. Их можно представить в первом лице, в настоящем времени. Это создает впечатление, что событие или явление развертывается прямо на глазах. Если речь отражает борьбу, которая кроется за различными выводами, входящими в тему, то она вызовет интерес слушателя. Драматизм -- не в самих идеях, а в конфликте, который они вызывают.
Восстановление картины преступления -• один из наиболее эффектных приемов, к которому прибегают юристы-криминалисты:
Еще не рассвело. Жертва спит в спальне. В доме больше никого нет. Обвиняемый открывает окно в'столовой и забирается в дом. Двигаясь по комнате, он опрокидывает вазу... Прислушивается... Из спальни ни звука. Он быстро приближается к комоду... Дело секунд, думает он: стоит только выдвинуть ящик, найти и взять шкатулку с деньгами. Но ящик не поддается. С отчаянным усилием он дергает ручку. Что это? Шум из спальни? Он теряет самообладание и тянет изо всех сил. Ящик поддается, выскакивает, грохает на пол; его содержимое разлетается по комнате. В эту минуту в дверях показывается старик в ночной сорочке. Он безоружен. Мгновенно, но вполне отдавая себе отчет в своих действиях, обвиняемый выхватывает из кармана пистолет и стреляет -- один, два, три раза. Старик опускается на пол...
Такой прием может использовать каждый оратор, желающий создать наибольшее впечатление. Некоторые темы можно разработать данным способом от начала до конца. Это относится главным образом к. темам повествовательного характера. Но и многие объяснения могут быть изложены в повествовательно-драматической форме. Например, это возможно при такой тематике: «Как Пастер начал войну с бактериями»; «Как предупредить пожары»; «Что происходит при расщеплении атома»; «Биржевая игра»; «Джефферсон 'против Гамильтона». При подготовке речи на последнюю из приведенных тем вы можете начать с изложения противоположных точек зрения Джефферсона и Гамильтона на простой народ.
Джефферсон: Мы считаем очевидной истину,, что все люди созданы равными, что творец их наделил известными неотъемлемыми правами, и в том числе правом на жизнь, свободу и стремление к счастью.
Гамильтон: Сударь, ваш народ - скот.
Затем можно объединить имеющиеся у вас отрывки, относящиеся к их личной борьбе, положив в основу взгляды на народ у того и другого. Воображаемые разговоры и ситуации обострят у слушателя внутреннее отношение к конфликту.
Дав воображению полную свободу, можно построить захватывающую поучительную «драму» на такую прозаическую тему, как «Умение сосредоточенно заниматься». На такую или подобную ей тему была произнесена не одна студенческая речь.
Крепко ухватившись за шиворот, я швырнул себя к письменному столу. Яростно кидаюсь на книги, хватаю бумагу, карандаш и, стиснув зубы, начинаю... Один параграф... другой... третий... Чувствую какую-то неловкость... Уж не с желудком ли что? Где, собственно, боль?.. Да-да, здесь... Уж не аппендицит ли?.. Нет, просто хочется есть. Вот в чем дело!.. Невозможно заниматься, если умираешь с голоду...
Начиная с этого места, почти каждый студент, обладающий воображением, может сказать интересную речь.
При повествовательно-драматической форме часто употребляют прямую речь.
Тимоти Уэбстер так именно и сказал: «Когда Смазе-ры выскочили и закричали...»
Слушателям интересно знать точные слова людей, мысли которых излагают, и прямая речь почти всегда приковывает их внимание.