ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1.6. Упрощайте план

Об одной из своих ранних пьес Грядущие дни Лилиан Хеллман заметила, что пьеса не имела успеха, так как автор пытался вложить в нее все, что хотел сказать. Одно дело -полностью овладеть темой, другое -• суметь из этой полноты знания сделать целесообразные извлечения. Необходимо и то и другое. Если вам надо произнести десятиминутную речь о характере китайца, вам придется долго изучать китайцев, чтобы отметить от двадцати до пятидесяти характерных черт этого народа. Но ваша речь будет более интересна и ясна, если вы путем отбора и сопоставлений выделите четыре-пять особенностей его характера. Эмиль Людвиг, хорошо знаю­щий характер немцев, в своем анализе «Душа немца» оста­новился только на любви к порядку, дисциплинированности и музыкальности. Конечно, в каждом разделе было уделено внимание второстепенным чертам.

Обилие основных разделов обычно указывают на то, что ав­тор досконально не продумал главную мысль. Нет необходимо­сти намечать более четырех-пяти основных положений, так как аудитория не в состоянии удержать большего в памяти. Иногда даже два раздела могут оказаться достаточными, особенно когда вы желаете сравнить две книги, два учреждения или закона, двух людей. Всегда количество отдельных пунктов, охватывае­мых в речи, должно соответствовать отведенному времени. Если оратор спешит, чтобы успеть охватить все разделы, слушатели потеряют нить и будут скучать. Они чувствуют удовлетворение, когда вы полностью разделываетесь с одной идеей, прежде чем перейти к другой. Если положенного времени не хватает и вы не можете сказать все, что наметили, сокращайте объем тематиче­ского задания.

Речь, в которой непрестанно возвращаются к одному и тому же,- сущее наказание для слушателя. Она похожа на молитву многоречивого проповедника, который после упоми­нания всех болящих и страждущих, праведников и грешни­ков, молодых и стариков, друзей и недругов и всего рода людского провозгласил: «И, наконец, всевышний, ниспошли благословение на человечество во всех необитаемых частях земного шара».

При обдумывании способов систематизации собранного материала вы зададите себе вопросы: «Какая система разви­тия речи более всего исключает возможность повторений? Какая окажется наиболее экономной? Какая самая интерес­ная и прямая дорога к цели?» Предположим, что вам необхо­димо объяснить устройство самолета. Вы можете начать с наметки разделов: пропеллер, крылья, кабина, мотор, аппа­ратура, приборы и пр. Но такой план окажется громоздким и беспорядочным. Доклад будет изобиловать совпадающими и перекрывающими друг друга данными. Вам придется согла­ситься, что план, отвечающий основным принципам конст­рукции самолета, намного проще и содержательней. Схема такого плана представляется в следующем виде:

Как устроен самолет с точки зрения: а) подъ­ема, б) продвижения, в) преодоления сопротивления воздуха, г) равновесия и д) маневренности.