ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1. РЕЧЬ ПО МИКРОФОНУ УСИЛИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Речь по микрофону усилительной установки требует гораздо меньше отступлений от приемов обычной речи, чем речь из радиостудии. Тем не менее следует считаться с торыми ее особенностями.

1.1. Голос

Единственное назначение усилительной радиоустановки --увеличить слышимость в больших помещениях или за их пределами. Поэтому самый процесс вещания коренным образом отличается от обычной речи. Оратору необходимо перестроить свои голосовые возможности. Наиболее частая ошибка неискушенных ораторов заключается в том, что они начинают кричать в микрофон, и обычно на высоких нотах. Кроме того, многие считают, что усилительная установка только экономит силы, и говорят монотонно и без воодушевления.

Ораторы, имеющие опыт в выступлениях по микрофору, знают, что усилительный механизм для непринужденной и насыщенной интонациями речи дает больше возможностей, чем это допускают условия просторных помещений. Они пользуются тем обстоятельством, что недостатки голоса до некоторой степени искупаются полнотой звучания.

Не имеет значения, насколько совершенна установка: ее эффективность имеет свои минусы - звук менее разборчив, тембр искажается. Всегда возникают чрезмерная отражательная звонкость, хаотичность звучания; некоторые согласные приобретают несоразмерно увеличенную выпуклость. Это главным образом относится к согласным «т», «п», «с», «ш» и «ч».

Указанные недостатки можно преодолеть с помощью а) особенно четкой артикуляции, б) несколько сниженного темпа речи, в) равномерного, устойчивого воздушного потока (при выдохе) во избежание взрывного звучания, г) отчетливых перемен в длительности и высоте за счет крайних изменений в силе звучания.

Стремясь овладеть техникой речи по микрофону, вы должны прежде всего добиться непринужденного тона, характерного для обычной беседы. В дальнейшем следует достичь энергичного и полного звучания, причем необходимо отличать выразительность от громогласности.

Просмотрите раздел о тембре в главе VIII и практически займитесь вопросом, как передавать чувства при помощи изменений самой окраски звука, а не его силы. Также следует снова уделить внимание всему, что относится к вопросу об элементах темпа в главе VIII, и заняться повышением выразительности речи при помощи увеличения длительности звучания и применения пауз.

2. Поведение у микрофона

Всегда говорите на одном и том же расстоянии от микрофона. Но, поскольку устройство микрофонов и усилительных установок различно, вы должны по возможности заранее выяснить, все ли в порядке и на каком расстоянии от микрофона надо стоять. Обычно полагается стоять на расстоянии восемнадцати дюймов. Вам необходимо знать, направленного или ненаправленного действия аппаратура. Если она направленного действия, то следует говорить прямо в микрофон. Многим не мешало бы напомнить, что микрофон обладает раздражающей сверхчувствительностью к шумам, возникающим, когда его передвигают, когда покашливают, причмокивают, шаркают ногами, стучат по пюпитру...

Микрофон не должен стеснять свободу движений. Разумеется, нельзя разгуливать около него; покачивание с боку на бок или вперед и назад вызывает то нарастание, то замирание звука. Но мимика, жесты, соразмерные движения корпуса, плеч, головы весьма желательны, как и при отсутствии микрофона.

Рекомендуемые приемы требуют практики. При подготовке к выступлению репетируйте перед каким-нибудь предметом, изображающим микрофон. Приучайтесь к жестикуляции, которая совместима с речью перед ним. Привыкайте смотреть не в микрофон, а поверх него и из-за него на слушателей.