Бомж - не самая приятная аббревиатура из нашего повседневного лексикона. Ведь почти официально принято противопоставлять людей без постоянного места жительства обществу. А вместе с тем в нашей стране, по самым приблизительным данным, проживает около четырех миллионов человек с трудной судьбой. Для многих из них первая ступенька признания - это подтверждающий личность документ - паспорт. Без паспорта и прописки сегодня очень сложно получить медицинскую помощь или устроиться на работу. Прогрессивным и даже революционным на фоне этой общероссийской проблемы может показаться новое постановление правительства от 8 сентября N 688 г, которое призвано помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Так, согласно этому документу, пункт 24 Правил регистрации граждан Российской Федерации дополняется положением обязывающим органы Федеральной миграционной службы (ФМС) заниматься регистрацией людей без определенного места жительства по адресам учреждений социального обслуживания. Для этого необходимо лишь написать заявление. Комментируя документ "Российской газете", источник в ФМС признал, что до сегодняшнего дня у людей без определенного места жительства практически не было возможности где-либо зарегистрироваться. Желающих прописать бродяг даже временно в нашей стране встречается немного. В то же время регистрация людей с трудной судьбой в нежилых помещениях даже социального назначения просто не была предусмотрена. Но главное в другом - упомянутое постановление правительства также позволяет зарегистрироваться человеку без документов. А после этого появляется возможность подать заявление на их восстановление. Государство в подобных случаях даже гарантирует упрощенную процедуру получения паспорта. Вместе с этим постановление своевременным назвать трудно. И вот почему. Во-первых, довольно продолжительное время в Российской Федерации действует закон от 18 июля 2006 г. "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Согласно данному документу, учету по месту пребывания подлежат наряду с гражданами и мигрантами также и те, кто находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства. Однако на практике закон в отношении людей без крова сработал вхолостую. Как правило, большинство людей без постоянного место жительства проходит освидетельствование в вышеупомянутых спецучреждениях, но после этого вновь оказывается на улице без документов. И все же при всех трудностях власти на местах вынуждены были решать проблемы бездомных. Например, пункт учета граждан в Санкт-Петербурге уже довольно давно практикует альтернативную регистрацию бездомных. Обратившийся туда человек получает специальное свидетельство. Такой документ позволяет получить полис обязательного медицинского страхования. В московской системе учета зарегистрироваться может любой бездомный. Это способствует в ряде случаев неофициальному трудоустройству и более лояльному отношению со стороны милиции. Тем не менее, карта регистрации не является документом, удостоверяющим личность. Ахиллесовой пятой постановления является вопрос его финансового обеспечения. Документ, к сожалению, не оговаривает, за чей счет (федеральный или региональный) пройдет легализация бездомных. В богатой Москве, к примеру, существует практика помощи в оформлении новых документов, но за счет самих потерпевших. Нетрудно догадаться, что у людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, зачастую нет денег на оформление документов. Еще один аспект, о котором нельзя не упомянуть - это недостаточная прозрачность предпринимаемых государством мер. Несомненно, учету по месту жительства (пребывания) подлежат все без исключения. Но одного желания легализоваться будет недостаточно. Ведь воспользоваться постановлением возможно, как сказано в документе, "по обоюдному согласию с руководством учреждения". Иными словами чиновник может и не принять положительное решение. Кстати, отдельным недостатком постановления можно считать неясность в отношении упоминаемых в нем социальных учреждений. Если имеются в виду специальные, приспособленные для работы с бездомными людьми, то таковые есть далеко не везде. Кстати, ряд активистов, занимающихся помощью бездомным, предлагал властям ставить бомжей на учет в социальных центрах защиты, которые имеются во всех городах страны. Но предложение это услышано не было. Удивительным образом постановление совпадает с эпохальной компанией в жизни народа - переписью населения. Лишь на первый взгляд данные события не связаны. Однако столичные и региональные власти уже поспешили заявить, что переписывать будут всех - иностранных рабочих, мигрантов, граждан, находящихся под следствием, и, наконец, бомжей. С чем связано небывалое внимание государства к людям с трудной судьбой, естественно, никто не объясняет. Однако понятно, что властям необходимо "подтягивать" неприятную статистику. Здесь и пригодятся (почти как по классику) "мертвые" души, точнее живые, но о которых раньше говорить было не принято. Регионам это выгодно и потому, что на основе статистических данных рассчитываются федеральные субвенции дотационным регионам. Необходимо понимать, что оформление документов - только начало пути. Потребуются огромные усилия, чтобы сделать человека лишенного крыши над головой полноправным членом общества. Но важнее, по мнению специалистов, принять превентивные меры, работать с людьми из группы риска. Ведь оказаться без крыши над головой сегодня можно не только после пожаров, но и после решений судов о разводе супругов, потери работы. Немало людей оказывается на улице в результате квартирных махинаций. Проблема останется острой до тех пор, пока помощь бездомным людям не станет одним из приоритетов государственной социальной политики. Это объясняется несколькими обстоятельствами. Первое заключается в том, что бюджетные ресурсы государства, выделяемые на социальные нужды, зачастую направлены на финансирование социальных гарантий. В то же время помощь людям без постоянного места жительства требует адресности и комплексности (реабилитации, трудовой адаптации). Второе обстоятельство - отсутствие четкой, выделенной в самостоятельный блок нормативно-правовой базы, связанной с установлением социальных обязательств перед людьми с трудной судьбой. До сих пор в российском правовом поле отсутствует понятие "бездомность". На федеральном уровне вопрос бездомности находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, однако важную роль играют и другие ведомства, участие которых в помощи нуждающимся не прописана. Третье обстоятельство - государство продолжает рассматривать бездомность как преимущественно криминальную, а не социальную проблему. Отсюда многочисленные факты жестокого обращения с людьми без постоянного места жительства со стороны милиции, молодежных группировок. Власти могли бы более широко сотрудничать с негосударственными структурами. Пока с трудом верится, что в ближайшее время в нашей стране появится организация подобная "Армии спасения". Однако отечественные частные и религиозные инициативы ежедневно подтверждают свою полезность. Среди них деятельность сети организаций "Если дома нет...", проект "Автобус милосердия" Русской православной церкви и др. Многие общественные объединения, особенно в регионах, продолжают оказывать помощь бездомным вопреки трудностям, связанным с многочисленными административными барьерами. В Европе 2010 год проходит под знаком борьбы против бедности и социальной исключенности. Хочется надеяться, что и в России помощь государства бездомным станет действенной. 22 сентября вступает в силу постановление правительства РФ N 688 г, которое, несмотря на свои недостатки, все же дает людям с непростой судьбой призрачный шанс стать полноправными членами общества. Источник: http://www.novopol.ru | |
| |
Просмотров: 1600 | |
Всего комментариев: 0 | |