Генеральный директор Enel в России и СНГ
Доминик Фаш жалуется на замедление реформы российской электроэнергетики.
«Вторая волна» за реорганизацией РАО «ЕЭС России», когда должна была
появиться система понятных для участников рынка отношений, «застряла».
«После реорганизации РАО «ЕЭС России» реформа энергетического сектора застряла. Полтора года не было никаких правил игры. Все это время мы «вслепую» управляли компанией, выполняя все обязательства, взятые при покупке ОГК-5. Но ясности, когда же окупятся инвестиции, у нас не было, и до сих пор нет. Сейчас все ожидают «вторую волну» реформы, уже не связанной с Анатолием Чубайсом, которая сделает преобразования в отрасли более системными. Но пока мы наблюдаем лишь хаотичные преобразования: сначала начали сумбурно реформировать генерацию, потом решили поставить системы контроля, затем захотели перевести сети на RAB-регулирование. Но чтобы получить желаемый результат, нужен единый, комплексный подход. Все должно быть синхронизировано. Когда что-то одно работает, а другое нет, результата не будет. Между тем, ситуация «первой волны» не соответствует ожиданиям участников рынка. В отрасль пришло множество игроков, но многие разочаровались, так как окупаемость инвестиций в энергетику очень длительная. Мы работаем на 10-20 лет. Поэтому я думаю, что произойдет неизбежная консолидация. Обновление старого. Сейчас отрасль сталкивается с большими трудностями. Около 60% оборудования израсходовало свои ресурсы, что приводит к многочисленным авариям. Довольно часто до меня доходит информация, что небольшие станции останавливаются на час, на день - из-за износа. Поэтому модернизация – ключевой вопрос, о котором все немножко забыли, сосредоточившись на новом строительстве. Но надо быть реалистом: не все оборудование удастся заменить в один день. Поэтому на ближайшие 5 лет Enel запланировала вложения в модернизацию в большем объеме, чем на строительство новых мощностей. В этом году мы реконструируем пятый энергоблок Рефтинской ГРЭС (300 МВт). Целью этого проекта является замена оборудования, исчерпавшего ресурс, увеличение срока службы энергоблока более чем на 35 лет, повышение надежности, а также снижение воздействия оборудования на окружающую среду. Ремонтные работы обойдутся компании в более чем 180 млн евро. Поэтому для нас очень важно, чтобы мы могли вернуть эти инвестиции. Бытовая проблема. Однако как это сделать, когда ценовые параметры для старой мощности (предварительно озвученные Минэнерго) вообще не позволяют вернуть вложения? Это реальная проблема, потому что она касается 60% имеющихся мощностей. Но цены в России на оборудование в 4 раза выше, чем в Европе. Притом тарифы в 4 раза ниже! Необходимо повышать тарифы, тогда постепенно будет расти эффективность. Кроме того, эта мера позволит России выйти на уровень конкурентоспособности с другими государствами. Реформа электроэнергетической отрасли также не будет иметь смысла без реформы «Системного оператора». Он до сих пор работает по советским параметрам, а необходимо – по коммерческим. Однако повышать тарифы, как и отменять перекрестное субсидирование государство отказывается, оправдываясь социальной защитой населения. Но «перекрестка» – это абсурд, нерыночный механизм. Ни в одной стране мира не такого, чтобы бытовой потребитель, который покупает картошку на рынке, платил бы меньше, чем оптовый, приобретающий ту же картошку. А у нас так. Есть целые регионы, которые вообще не платят за электричество. Например, Дагестан и Чечня. Замечу, что на мобильную связь у них деньги есть. Знают, что в случае задолженности их отключат. То есть в России промышленность субсидирует население. Но зачем это частному бизнесу? Наша задача – производить электричество качественно, по приемлемой цене, обеспечивая при этом надежность поставок. Но чтобы получить качественный продукт и качественное обслуживание отрасли надо платить. Социальной поддержкой должно заниматься государство, а не генерация». Источник: http://www.finansmag.ru | |
| |
Просмотров: 2807 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |