Тайна нашей реформы образования
Современная российская реформа высшего образования, которая перманентно идет еще с 80-х годов ХХ века, имеет несколько основных особенностей. Первая особенность – все нарастающий бесконечный вал законодательных изменений, вносимых и в рамочные законы об образовании и высшем образовании, и в постановления правительства и министерства образования РФ, и в указы президента. Буквально каждый год не обходится без десятков изменений, за которыми трудно уследить и трудно переориентироваться педагогической системе, тем более что ей постоянно приходится переориентироваться. Непрерывность юридических изменений или модернизаций, касающихся системы высшего образования подрывает всякую устойчивость и стабильность в работе системы высшего образования, не говоря о качестве или направленности этих изменений. Создается впечатление, что наши реформаторы решили замордовать систему образования непрерывными модернизациями и изменениями правил игры. Вторая особенность касается именно содержания изменений. Как правило, это переход от лучшего к худшему, от отечественного к западному (в худших или ухудшенных) образцах, от надежного и проверенного к сомнительному, ненадежному и непроверенному, от простого и ясного к сложному и запутанному. Т.е. общая тенденция модернизаций высшего образования, очевидно, является деструктивной и регрессивной. Третья особенность – нарочитый, безапелляционный, демонстративный антидемократизм модернизаций. Власть, не обращая внимания ни на интересы народа, ни на мнение педагогической общественности и ученых, и даже на здравый смысл извергает из себя (непонятно откуда инициированные) все новые модернизации высшего образования, как правило, идущие в разрез с интересами педагогической общественности, народа и страны, не задумываясь о последствиях своих деструктивных модернизаций. Четвертая особенность - сложная структура модернизаций, в которой задействован громоздкий властный механизм. Основные его детали: законы, принимаемые Думой в основном по инициативе президента, затем в соответствии с этими законами принимаются постановления правительства, изменяющие регулирование деятельности системы высшего образования. Затем уже на уровне министерства образования создаются новые структуры положения, регламенты, инструкции направленные на приведение высшего образования в соответствие с законодательными изменениями. Кроме того, издаются указы президента, которые также касаются модернизации высшего образования. Процедура властной трансляции законодательных модернизаций высшего образования, во-первых, длительна по времени, во-вторых, громоздка по количеству необходимых бумаг и документов, постоянно переписываемых, в-третьих, чревата постоянными несогласованностями в процессе трансляции между субъектами властного управления модернизацией высшего образования. Анализ непрерывных законодательных модернизаций высшего образования, произвольно и антидемократически осуществляемых современной властью наводит на мысль о том, что, либо у этой власти нет четкого представления о содержании и целях модернизации высшего образования, а также о путях и способах их достижения, либо власти сознательно маскируют свои деструктивные действия по разрушению системы высшего образования декларативными абстрактными общими целями и благими пожеланиями. И в первом и во втором случае данная практика административно-принудительной модернизации сверху неприемлима и должна вызвать сопротивление педагогической общественности. И в первом, и во втором случае модернизация высшего образования все более напоминает хаотичные метания без определенной цели. Стратегическая и тактическая дезориентация модернизации высшего образования превращает ее в бессмысленные перманентные изменения, уходящие в дурную бесконечность изменений ради самих изменений. Курс реформирования, установленный действующей моделью модернизации, является в значительной степени деструктивным для высшего образования и не соответствует ни фундаментальным интересам российского общества, ни требованиям современного информационного общества. Включение высшего образования в российскую в значительной степени криминально-деградационную рыночную экономику означает разрушение высшего образования, его деградацию. Вообще рыночная ориентация высшего образования является, по мнению исследователей, ошибочной и деструктивной. Вызывает недоумение и возмущение сам антидемократический способ модернизации российского высшего образования. Принципиальные реформаторские решения принимаются органами власти и органами управления образованием без учета мнения и интересов педагогической общественности и учащихся, без всякой общественной экспертизы, на безальтернативной основе. Эти решения спускаются вниз в качестве административных приказов. Кроме того, принимаемые решения часто непоследовательны и внутренне противоречивы. Также нередко инновационные планы по реформированию высшего образования не предусматривают достаточного материального, финансового, кадрового, научного, методического и прочего обеспечения. Реальная деградация российского высшего образования в 2000-е годы является убедительным свидетельством несостоятельности действующего курса модернизации, который все более напоминает простое копирование худших западных моделей. Необходима радикальная коррекция модели и курса модернизации российского высшего образования, которая должна начаться с привлечения широкой педагогической общественности к принятию законодательных решений по реформированию высшего образования. Административно-утилитарная модель модернизации высшего образования уже выявила свою несостоятельность и деструктивность. Последние новации демонстрируют, что наша власть не только не вышла из порочной колеи деструктивной административно-утилитарной модели модернизации, но, напротив, все интенсивнее движется по этому пути, ведущему к деградации российского высшего образования. Общий смысл современных властных новаций в области высшего образования столь же деструктивен, сколь и циничен: сокращение реальной доступности высшего образования, курс на всеобщее платное образование, переход с бюджетного финансирования на самофинансирование вузов, ужесточение административного контроля за вузами, особенно за руководством вузов. Общая тенденция – понизить уровень высшего образования в целом, но сохранить его в элитных вузах. Эти законы об элитных вузах, которые избавляют их от наиболее деструктивных новаций и предоставляют им льготы, являются красноречивым признанием реформаторов в том, что все их реформы по большей части деструктивны. Конструктивная модернизация высшего образования требует достаточного финансирования. Современных объемов бюджетного финансирования недостаточно даже для простого поддержания имеющегося не очень высокого уровня нашего высшего образования, не говоря о качественном его повышении. Курс реформаторов на переход на всеобщее платное высшее образование и привлечение к финансированию высшего образования частного бизнеса оказывается не эффективным и порочным. Он ведет к еще большему падению качества высшего образования и разрушению всей системы высшего образования. Критическое положение с финансированием и общим состоянием российской системы высшего образования является неизбежным продуктом разрушения экономики и сельского хозяйства и демографической катастрофы в результате буржуазно-чиновничьих реформ в России. Критическое состояние современной российской социальной системы в целом порождает неразрешимые при этой системе проблемы взаимодействия системы высшего образования с обществом и с экономикой. Это проблемы профориентации абитуриентов и набора вузами студентов и проблемы трудоустройства выпускников. По сути современная деградационная социально-политическая система, выстроенная реформаторами в России, практически не нуждается в качественном и действительно современном высшем образовании. Именно поэтому, правящий режим под видом перманентной модернизации высшего образования, прикрывая свои деструктивные цели красивыми фразами, держит курс на сокращение количества вузов, на урезание доступного бесплатного качественного высшего образования. Также ничем, кроме тайных, и даже не очень хорошо маскируемых деструктивных целей, не оправдано подражание наших реформаторов образования Западу путем перенятия у него худших форм организации высшего образования, а также путем участия в деструктивном для российской системы высшего образования и абсолютно не нужном и не выгодном России Болонском процессе. Практически все административно-принудительно навязанные нашему высшему образованию новации, выдаваемые их инициаторами за модернизацию высшего образования, на самом деле деструктивны и порождают массу проблем, а также все растущее возмущение педагогической всей российской общественности. Источник: http://newsland.ru | |
| |
Просмотров: 3313 | |
Всего комментариев: 0 | |