Асбестовский прецедент
- Объединение училищ — процесс, несомненно, болезненный, но необходимый на современном этапе реформирования профессионального образования, — говорит директор асбестовского политехникума Иван Миронов. То, что произошло в Асбесте два с половиной года назад, можно назвать прецедентом, аналогов которому в Свердловской области до этого не было: три учебных заведения начального профессионального образования — горно-металлургическое и строительное училища, а также технологический лицей — слились с горным техникумом. Единую структуру назвали политехникумом. На момент слияния — 1 января 2007 года — в этих учебных заведениях было около двух тысяч учащихся, совокупная база — пять зданий, которые включали в себя 18 учебных корпусов, четыре педагогических коллектива. Что получится из этого эксперимента, в ту пору спорили много: хватало как противников, так и сторонников этого объединения… А сегодня уже можно подвести первые итоги. — Сейчас в нашем политехникуме 1326 учащихся, — говорит Миронов, — примерно половина из них обучаются по программам начального профобразования, вторая — получает среднее профессиональное. Можно уже с уверенностью сказать, что слияние двух образовательных ступеней — училища и техникума — состоялось успешно: учащиеся, завершившие первую ступень, могут, если у них хорошая успеваемость, претендовать на вторую. Например, уже получившие профессию столяра, каменщика, штукатура могут претендовать на диплом мастера общестроительных работ. Если бы ещё в нашей структуре можно было получать высшее образование, то был бы законченный цикл. Но это пока — далеко идущие планы… Сократившееся число учащихся — это, кстати говоря, результат не столько объединения училищ, сколько демографической ямы — в начале 90-х годов прошлого века, когда рушился Советский Союз, рожали, как известно, мало, а сегодня мы пожинаем плоды. План приёма нынешнего года — 130 учащихся против 450 прошлого, да и тех удастся ли набрать — ещё вопрос: на весь Асбест в этом году чуть больше ста выпускников школ. Естественно, объединённому политехникуму в такой ситуации выжить проще, потому что в противном случае в училищах были бы полупустые учебные аудитории… — Материальную базу мы сохранили в неприкосновенности, — утверждает Иван Иванович. — Из пяти зданий только одно законсервировано, остальные функционируют в том же режиме, что и до объединения. Мы готовы принять больше учащихся, но их просто нет… Что же касается педагогического коллектива, то ушли только очень пожилые педагоги. А основной костяк, который тянет на себе работу политехникума — это достаточно молодые кадры. Елене Фетисовой, заведующей отделением среднего профессионального образования, ещё нет и сорока. — В объединении я вижу много плюсов, — говорит она. — В первую очередь, стало легче сотрудничать с предприятиями нашего города — им проще работать с одним учебным заведением, чем с несколькими, тем более, что некоторые профессии в училищах дублировались. Горный техникум, ставший базой образовательного комплекса, основан в 1930 году и заслуженно считается одним из сильнейших учебных заведений своего профиля. Среди его выпускников немало известных людей, таких, например, как министр регионального развития РФ Виктор Басаргин и заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир Власов. Базовое предприятие для учащихся и основное место работы выпускников — горно-обогатительный комбинат «Ураласбест». — На этом комбинате ежегодно проходят практику около трёхсот наших учащихся, — рассказывает Елена Ивановна. — И не только горных специальностей, но и например, автомеханики. Наше сотрудничество с комбинатом очень плодотворно — лучшим студентам от комбината выплачивается дополнительная стипендия, а достойным выпускникам не только предоставляются рабочие места, но их ждут из армии, выплачивая вернувшимся «подъёмные». Хорошо налажена связь с асбофабрикой и рудоуправлением, а также с Рефтинской птицефабрикой и Малышевским рудником. Большинство выпускников, получивших дипломы политехникума, уже точно знают, где они будут работать завтра. Николай Шабаров поступал в горно-металлургическое училище, а получил диплом техникума — по специальности машинист тягового агрегата на горных выработках. — До осени буду работать помощником машиниста, — говорит он, — потом пойду в армию. Вернувшись, за год-два стану машинистом, а это уже приличная зарплата и хорошие перспективы роста. Надя Тихонова и Артём Жмуков защитили дипломы по специальности «Обогащение полезных ископаемых». — В дипломных проектах мы разрабатывали технологические схемы получения асбеста, собирая информацию у технологов предприятия, — рассказывает Артём. — Буквально на днях я уйду служить в армию — возраст подошёл, но меня уже взяли работать на комбинат, и есть смысл сюда возвращаться. — А я сразу иду работать в Ураласбест, — говорит Надя. — Высшее образование планирую получать в Горном университете заочно, а жить и работать хочу в Асбесте. Среди девушек, заканчивающих образовательную ступень начального профессионального образования есть, например, токари. Довольно редкая для женщин профессия, но выпускниц это не смущает. Таня Смирнова и Кристина Акулич пойдут работать в ремонтно-механический цех Ураласбеста. Интересный образовательный проект для будущих столяров реализован в политехникуме на базе бывшего строительного училища, его внедрением занимался Иван Миронов, ещё будучи директором этого училища. Будущие мастера столярного производства учатся по германской технологии. — В рамках этой программы закуплено одиннадцать современных деревообрабатывающих станков из Германии, — рассказывает мастер производственного обучения Галина Тихомирова. — Резко выросло качество и количество изделий, изготовляемых нашими ребятами. Если раньше за учебный год средний ученик не успевал ничего сделать, кроме указки да табуретки, то сейчас за то же время каждый может изготовить по восемь изделий. И каких! В прошлом году, к примеру, Павел Кауц занял первое место на областном конкурсе профессионального мастерства — его комод был вне конкуренции. Качественным инструментом и работать приятно — здесь даже обычные ножовки, молотки — и те немецкого производства. — На изготовление навесного шкафа у меня ушло не больше 16 часов рабочего времени, — рассказывает выпускник третьего курса Роман Колтунов. — Причём последние два-три часа — это шлифовка и лакировка изделия. Есть что показать и будущим столярам Остапу Виргулесу и Алексею Башкирову. В качестве дипломной работы Остап изготовил столик под телевизор, а Алексей — дверной комплекс. Все выпускники третьего курса в рамках этой программы по договору продолжат обучение в Екатеринбургском техникуме ремесленников-предпринимателей. Особое внимание в политехникуме уделяется детям-сиротам и инвалидам. Третий год формируется коррекционная группа будущих маляров. В будущем учебном году планируется начать обучение инвалидов-колясочников. Есть здесь и курсы повышения квалификации для всех желающих. Особенно они популярны среди жителей Асбеста, которые оказались без работы. Венера Харисова, к примеру, пришла сюда, чтобы получить практические навыки в программе «1С: Бухгалтерия». — У меня в городе был небольшой бизнес, — рассказывает она. — Но дела пошли плохо, и я сейчас вынуждена искать работу. Сразу вспомнила о родном училище, которое закончила — знаю, что здесь помогут восстановить подзабытые навыки. По сути, политехникум стал монополистом профессиональной подготовки кадров в родном городе. И, судя по отзывам, кадров востребованных — а это важнее всего. Источник: oblgazeta.ru | |
| |
Просмотров: 4219 | |
Всего комментариев: 0 | |