Бюджет-2010: О чем «тихо» сказал вице-премьер…

…но важно услышать всем участникам бюджетного процесса.

В среду, 28 октября, состоялось первое заседание согласительной комиссии по доработке проекта областного бюджета 2010 года. Собственно первое собрание ничем выдающимся не ознаменовалось, если не считать тот факт, что на вечернем заседании кроме членов правительства присутствовали пара-тройка депутатов да «муниципалы». А ведь когда-то «согласиловка» была основной дискуссионной площадкой, на которой — нет, не «пилили»— устанавливали основные принципы исполнения бюджета, где к оппозиции прислушивались и она могла реально повлиять на законодательный процесс. Между тем, в среду среди прочих констатаций фактов областным министром экономики Михаилом Максимовым была вброшена достаточно серьезная идея, реализация которой может полностью изменить подходы к исполнению регионального бюджета и областной финансовой политике.

Чтобы понять важность идеи, начнем с предыстории вопроса. Год назад, когда во всем мире случился кризис, в Свердловской области, как и повсюду, чиновники ломали голову, как спрогнозировать доходы. По большому счету, спрогнозировать их было невозможно. Тогда на «согласиловке» столкнулись две базовые идеи: министра финансов Марии Серовой — «чтобы «вписаться» в доходы, необходимо сократить расходы», и Максимова — «доходы настолько снизятся, что расходы «вписать» в них не представляется возможным». Тогда нашему уважаемому министру финансов эксперты указывали, что для стабильного прохождения кризисного периода необходимо привлекать кредитные ресурсы. Однако данные призывы ей отметались с аргументом «в кризис не занимают». В то же время, в проекте бюджета 2010 года, разработанном, кстати, министерством финансов, предлагается привлечь значительные кредитные ресурсы.
Одним из ключевых моментов, касающихся доходной части представленного проекта закона на 2010 год, является оценка доходов областного бюджета по налогу на прибыль. Так, согласно документу, в будущем году ожидается поступление в региональный бюджет порядка 15 млрд. рублей (для примера: первоначальный, утвержденный законом, т.е. осторожный, прогноз 2009 года составлял 35,7 млрд. рублей). Этот факт в пояснительной записке объясняется следующим образом: «Расчет произведен, исходя из ожидаемых начислений налога в консолидированный бюджет Свердловской области за 2009 год с учетом ожидаемого роста начислений в 2010 году на уровне 1,054».

Если перевести на нормальный язык, то чиновники ожидают поступления по данному источнику доходов на уровне «кризисного» 2009-го. И это несмотря на то что многие сферы экономики за этот год перестроились, переориентировались и вообще произвели ревизию собственных ресурсов. Уже сейчас с рынков поступает множество позитивных новостей, указывающих на то, что, как минимум, в определенный период (полгода—год) рост в экономике можно ожидать. Весь вопрос — какой и на сколько. Следует признать, что областные власти осознают данные тенденции, поэтому нынче на «согласиловке» дуэль Серова—Максимов развернулась вокруг вопроса, «куда направлять неожиданно появляющиеся доходы». Мария Серова считает, что все дополнительные доходы необходимо будет тут же направлять на гашение долгов, а вот Михаил Максимов тихонько предложил рассмотреть возможность создания фонда, в котором аккумулировались бы эти самые доходы, а затем придумать варианты их расходования.
До сегодняшнего дня вопрос по «неожиданно свалившимся доходам» в Свердловской области решался через норму в постановлении областной думы о принятии бюджета в третьем чтении, в которой расставлялись приоритеты направления таких средств. Однако в свете бюджетного законодательства такая норма не была для финансового органа обязательной и носила лишь рекомендательный характер. На деле же направление расходов принималось зачастую иное, и депутатам впоследствии предлагали лишь легитимизировать их. С конца 2008 года Бюджетным Кодексом, в соответствии со статьей 81.1, предусмотрена возможность создания резервного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно указанной норме, такой фонд создается законом субъекта (но не законом о бюджете), в котором также устанавливается порядок формирования и использования средств указанного фонда. Необходимо отметить, что появление такого института в бюджетном процессе Свердловской области «осложнит» жизнь областного финансового органа.

Дело в том, что в настоящее время, в соответствии со статьей 232 Бюджетного Кодекса, регулирующей использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом, финансовый орган может без внесения изменений в закон о бюджете направлять их на погашение долга (к чему, собственно, и стремится Серова). Если же в области будет принят закон, устанавливающий порядок аккумулирования таких средств в особом фонде, финансисты уже не смогут так вольно исполнять бюджет. При этом никто не говорит, что депутаты не могут принять решение направить дополнительные доходы на погашение долгов, но принимать такое решение они уже будут коллегиально и взвешенно, учитывая мнения нескольких групп влияния, а не одного руководителя финансового органа.

Области необходима проработанная долговая политика

Поведение министра финансов в этом году вновь подтверждает «домохозяйковый» характер ее парадигмы управления финансами. Если в прошлом году она билась за то, что в кризис ни в коем случае нельзя занимать, то нынче пытается всем доказать, что долг надо как можно быстрее отдать (видимо, чтобы жить с «чистой совестью»). Между тем, эксперты в области финансов отмечают, что качество финансового управления зависит от количества и разнообразия инструментов, применяемых тем или иным финансовым менеджером. «Новички в мире финансов начинают с депозитов, затем им открывается мир кредитных ресурсов и, наконец, верх менеджерского искусства — арбитраж»,— говорит один из наших собеседников. Известный среди пользователей интернета ресурс Википедия определяет «арбитраж» следующим образом — несколько логически связанных сделок, направленных на извлечение прибыли из разницы в ценах на одинаковые или связанные активы в одно и то же время на разных рынках (пространственный арбитраж) либо на одном и том же рынке в разные моменты времени (временно́й арбитраж). Если говорить по-человечески, то в активе искусного финансиста должно быть несколько кредитных и депозитных ресурсов, которые он использует во времени и пространстве так, чтобы в определенный момент для решения конкретного вопроса у него было необходимое количество финансов.
Даже на бытовом (таком близком для Серовой) уровне возникают ситуации, когда человек вынужден занять. Но кто из нас не знает, что когда время приходит отдавать, мы (пусть часто интуитивно) расставляем приоритеты кому и когда отдать, а когда и перезанять, чтобы расплатиться с действующим «кредитором».
«Долга не надо бояться. У той же Федерации сколько их? Однако, удельный вес долга по сравнению с другими странами, в том числе и развитыми настолько невелик, что позволяет федералам не стремиться скорее его отдать, а эффективно управлять им»,— утверждают наши собеседники — областные депутаты. «К тому же органы госвласти Свердловской области пока не замечены в привлечении множества кредитных ресурсов из кредитных учреждений или на рынке займа. Основные кредиты они получают из федерального бюджета, а практика последних лет показывает, что такие кредиты в случае чего можно переоформить, либо реструктурировать, но отдавать их заранее точно не нужно»,— считают эксперты.
Поэтому области просто необходима продуманная долговая политика, которая позволит эффективно распоряжаться средствами, а Резервный фонд выступит в данном случае в качестве «охладителя» для иинфина, чтобы у него не было соблазнов поскорее расплатиться с Федерацией.

Михаил СЕМЕНОВ



Источник: http://www.justmedia.ru
Категория: Экономика | Добавил: Admin (04.11.2009)
Просмотров: 1440 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar