Правила обнала
Чемпионы гонок на «приз острова Джерси» по вывозу капитала из России В середине февраля этого года на совещании по вопросам исполнения поручений президента России особое внимание было уделено теме минимизации незаконных финансовых операций, проще говоря, обналичке. Участвовавшие в том совещании первый вице-премьер Виктор Зубков и глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин опирались на большой фактологический материал, однако весь пар обсуждения ушёл в банальный свисток. Обналичка как работала – так и будет работать, развиваясь параллельно с реальным сектором экономики. Параллельная реальность Сначала о фактах, которыми поделился Виктор Зубков: «Комплексный анализ обстановки в финансовой сфере, рассмотрение ситуаций по оттоку капитала за рубеж, схем отмывания преступных доходов внутри страны показал, что из 84 миллиардов долларов США... с признаками отмывания средств за рубеж выведено около одного триллиона рублей, в основном через фирмы-однодневки... Ещё порядка одного триллиона рублей обналичено с признаками нарушения закона внутри страны. Таким образом, почти два триллиона рублей выведено из экономики. Это очень много: это почти 4 процента валового внутреннего продукта». Два триллиона – цифра, конечно, астрономическая. Впрочем, точно такой же объём незаконных финансовых операций несколько лет назад констатировал наш Центробанк. Как будто за прошедшие годы обналичка топталась на месте, а денежная масса и общая сумма бюджетного воровства не увеличивались. Любопытно также, что вице-премьер Зубков оперирует такой устаревшей ныне дефиницией, как «фирмы-однодневки». Впрочем, об этом ниже, при разговоре о механизме сегодняшней обналички. Правоту авторских суждений о росте объёмов незаконных финансовых операций мы можем обнаружить в словах главы Росфинмониторинга Юрия Чиханчина: «К сожалению, мы должны констатировать, что сегмент обналичивания и вывода денег за рубеж из года в год растёт... около 30 процентов... Примерно в два раза увеличилось по сравнению с 2009 годом участие фирм-однодневок как в количественном составе, так и по количеству проводимых транзакций». Нехитрый расчёт показывает, что совокупный объём параллельного финансового оборота (термин, принадлежащий другому первому вице-премьеру Игорю Шувалову) за прошедшие три года как минимум удвоился и составляет уже не два «незаконных» триллиона, а все четыре. Иными словами, в теневом секторе вращается более 16% денежной массы страны и 8% ВВП. Про себя заметим, что и эти цифры весьма условны, так как учитывают лишь объём снятой в банках наличности, а также количество зарубежных транзакций, что же до внутристранового оборота, то его размеры никаким подсчётам не поддаются. В каких, по мнению участников того совещания, сферах обналичка развита больше всего? Снова прибегнем к цитированию. Виктор Зубков: «Наиболее уязвимыми для теневого оборота оказываются бюджетные расходы, имущественные и финансовые активы компаний, в том числе с госучастием, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического, оборонного, строительного комплексов». Как видно, в расчёт берётся в основном сфера материального производства, а сфера услуг (более 60% российской экономики) «остаётся за бортом». В то же время именно на услуги падает подавляющая часть финансовой тени. Меры по борьбе с обналичкой, обсуждавшиеся на совещании, ничего, кроме разочарования, не вызвали. Постановили сформировать рабочую группу, провести ещё одно совещание, да сформировать реестр «утраченных, незаконно приобретённых или изготовленных паспортов и других документов, удостоверяющих личность граждан». Негусто, особенно если учесть, что регистрация фирм по недействительным паспортам – вчерашний день российской обналички, в настоящее время встречающийся разве что в отдалённых сибирских деревнях да северокавказских аулах. Цивилизованное бюджетно-налоговое воровство уже не первый год осуществляется по более изящным и, как следствие, почти неуловимым схемам. Как это делается Сегодня всякий мало-мальски уважающий себя обнальщик стремится зарегистрировать фирму (будем называть такие конторы «помойками») не по утерянному или поддельному документу, а по паспорту вполне здорового, живого гражданина и этого же товарища назначить директором и бухгалтером. Откуда берутся эти «добровольцы»? Во-первых, безработица в стране на декабрь прошлого года составила 4,6 млн человек. Во-вторых, среди нас обитает масса людей, в своё время наделавших огромные долги, по которым им никогда не расплатиться, вот они и пускаются во все тяжкие, лишь бы уменьшить сумму претензий. В-третьих, иногда учредителями и руководителями помоек становятся вполне вменяемые люди, не без оснований уверенные в том, что по итогам нескольких лет работы они смогут беспрепятственно ликвидировать контору. Прежде, чем выйти на незаконный финансовый рынок, помойки «спят» год-полтора. Сдают балансы, уплачивают минимальные налоги, отчитываются перед внебюджетными фондами. Вот почему термин «фирмы-однодневки» к современным помойкам не подходит. Это лет десять-пятнадцать назад можно было проработать три месяца по недействительным документам, а потом бросить обнальное ООО или ЗАО на произвол судьбы и открыть новое. Нынче картина изменилась. Клиент пошёл более требовательный, да и регистрационная чехарда обнальщикам порядком надоела. Как правило, помойка работает не меньше года, а то и двух и только потом уходит в небытие. Причём её не бросают, а либо перерегистрируют на других лиц, либо законно ликвидируют. При этом в процессе функционирования «живой» директор регулярно появляется в налоговой инспекции, правоохранительных органах и прочих инстанциях, проводящих, к примеру, проверки. Почему столь наглый финансовый беспредел царит в финансовой сфере страны? Причина одна – всепоглощающая коррупция, охватившая не только чиновничество, но и все службы, находящиеся на переднем крае борьбы за соблюдение законодательства. Очевидно, что без «налоговых оборотней» ни одна современная помойка существовать не сможет. То же самое относится и к «смотрящим» за этим теневым бизнесом правоохранителям. Именно они, а не представители организованных преступных группировок, крышуют нынче незаконные финансовые операции, получая за это строго фиксированный процент. Помойкам всё равно, под какой договор обналичивать деньги. Главное, что бы по документам всё было шито-крыто. Однако высшим пилотажем в среде обнальщиков считается привлечение клиентов, нуждающихся не в обналичивании, а наоборот, в обезналичивании выручки. И здесь на первом месте, конечно же, торговля, не желающая декларировать часть своего оборота и, следовательно, платить с него налоги. Теневой вывод капиталов за границу также является многолетней и весьма распространённой незаконной финансовой практикой. Для этого используются как операции по конвертации рублей в валюту с последующим переводом на офшоры, так и встречные финансовые потоки, при которых клиенту требуется получить в России определённое количество рублей в обмен на соответствующую сумму долларов или евро. Несколько слов о бюджетном воровстве с использованием обнальных схем. Сказать, что за последние годы в этом сегменте ничего не изменилось, было бы неправдой. Под обналичку бюджетных средств учреждаются специальные фирмы, а процент за этот вид незаконных операций, как правило, в полтора-два раза выше обычного (в Москве – 8-10% против «стандартных» 5-6%). Причём клиенты играют с партнёрами-обнальщиками в открытую. Причина проста – лишние проблемы никому не нужны. И напоследок. Предыдущая по времени кампания по борьбе с обналичкой случилась аккурат год назад и ни к чему не привела. А ведь тогда были приняты ужесточающие ответственность нормы уголовного законодательства и розданы многочисленные поручения всем государственным ведомствам, имеющим отношение к финансовой проблематике. Пока в стране столь высокая коррупция, об уничтожении обналички можно даже не мечтать. Офшорный бизнес «Русала» После столь подробного рассмотрения современного механизма российской обналички вновь обратимся к данным вице-премьера Зубкова, по которым из 84 млрд долларов оттока капитала по итогам прошлого года не менее 30 млрд долларов пришлось на незаконные финансовые операции. На президентском совещании не уточнялось, какие именно операции имелись в виду. Ясно, однако, что спектр незаконных финансовых операций, а также схем, реализуемых с использованием лакун в действующем законодательстве, чрезвычайно обширен и простой обналичкой не ограничивается. Приоритет в выводе оборотных средств российских предприятий за кордон, без сомнения, принадлежит экспортно-импортным операциям, реализуемым при помощи офшорных структур. Российские предприниматели могут или завышать закупочные цены на импорт, или наоборот уменьшать оптовые цены на экспорт. И то, и другое означает сохранение части финансовых активов в подконтрольных офшорных и квазиофшорных (Швейцария, Люксембург) компаниях. Российским чемпионом по реализации подобных схем можно смело считать компанию «Русал» Олега Дерипаски. Мало того, что эта компания под названием UС Rusal зарегистрирована на офшорном острове Джерси, так ещё трейдером холдинга выступает один из акционеров UС Rusal компания Glencore, учреждённая в той же офшорной юрисдикции. Излишним было бы говорить, что часть валютной выручки алюминиевых заводов России может оставаться в офшорном раю. Кстати, по слухам, не так давно руководители других акционеров UС Rusal Михаил Прохоров и Виктор Вексельберг якобы пытались восстать против Дерипаски – заблокировать сделку с заинтересованностью по реализации алюминия через Glencore, однако ничего у них не получилось – никаких изменений в схеме продажи продукции российских алюминиевых предприятий не произошло. Ещё одним механизмом оттока средств из страны является толлинг, или переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции. Здесь также нет равных «Русалу». По итогам прошлого года на долю российских производителей пришлось всего 34,6% глинозёма и 39,9% бокситов, остальное было ввезено из-за рубежа по большей части на условиях толлинга. Странно, что об этих и прочих моделях увода средств из страны на совещании у президента ничего не говорилось. Резюмируя вышесказанное, зададимся несложным вопросом – зачем проводятся громкие совещания и раздаются грозные поручения? Обналичка в стране существует уже более 20 лет и будет существовать как минимум столько же, пока власти не на словах, а на деле начнут заботиться о чистоте российского финансового пространства. Пока же никаких перспектив в этом направлении не просматривается. Источник: http://sovsekretno.ru | |
| |
Просмотров: 1151 | |
Всего комментариев: 0 | |