Кто бы мог подумать, что такое случится? Разумеется, кто угодно, только не администрация Обамы и неоконсервативные стратеги-геополитики. Суть блестящего взаимовыгодного предложения, сделанного Джоном Керри в прошлом сентябре во время его встречи в Джедде с саудовским королем Абдаллой, была проста: нужно повторить успешный маневр, осуществленный Госдепартаментом совместно с Саудовской Аравией в 1986 году, когда Вашингтон убедил саудитов наводнить мировой рынок нефти на некоторое время с целью вызвать ценовой коллапс во всем мире, что-то вроде «нефтяного шока наоборот», пишет Фредерик Уильям Энгдаль в издании activistpost.com. В 1986 году все прошло успешно и в результате удалось «переломить хребет» ослабленному Советскому Союзу, испытывавшему крайнюю зависимость от валютных экспортных доходов для поддержания своей несовершенной экономики и сохранения внешнего влияния. Итак, хотя это не было официально опубликовано, 11 сентября 2014 года госсекретарь США Джон Керри и король Абдалла договорились, что Саудовская Аравия напряжет свои «нефтяные мускулы» и поставит путинскую Россию на колени. Идея казалась блестящей без всяких сомнений, во всяком случае в тот момент. На следующий день, 12 сентября 2014 года Департамент по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Министерства финансов США, возглавляемый заместителем министра Дэвидом Коэном, объявил о введении новых санкций против энергетических гигантов России, таких как Газпром, Газпром Нефть, Лукойл, Сургутнефтегаз и Роснефть. Эти санкции запрещали американским нефтяным компаниям участвовать в совместных проектах с российскими корпорациями по разработке и эксплуатации шельфовых месторождений нефти и газа в Арктике. Затем, когда курс рубля стремительно рухнул и крупным российским корпорациям пришлось с трудом изыскивать валюту для своих выплат по обязательствам к концу года, обвал мировых цен на нефть должен был положить конец правлению Путина. Таков был замысел нынешней элиты государственной власти США. Виктория Нуланд была в восторге, высказывая полное одобрение новому финансовому оружию, изобретенному в департаменте финансовой разведки Дэвида Коэна. В июле 2014 базисная цена на американскую нефть West Texas Intermediate (WTI) составляла около 101 доллар за баррель. Добыча сланцевой нефти бурно росла, превращая США в крупнейшего игрока на мировом рынке нефти впервые с 1970-х годов. Когда в январе текущего года цена WTI упала до 46 долларов, вдруг стало ясно, что все изменилось. Вашингтон осознал, что, как говорят американцы, он попросту «выстрелил в собственную ногу». Вашингтонские стратеги осознали, что перегруженная задолженностями сланцевая нефтяная индустрия оказалась на грани коллапса вследствие резкого падения цен на нефть. Вашингтонская администрация и Уолл Стрит тайно договорились о мерах по искусственной стабилизации рынка на фоне надвигающейся цепной реакции банкротств и обрушения сланцевой индустрии США. В результате нефтяные цены начали медленно расти и в феврале достигли отметки в 53 доллара за баррель. Пропагандистская машина Уолл Стрит и Вашингтона заговорила об окончании падения нефтяных цен. К маю цены приблизились к 62 долларам за баррель и почти все наблюдатели были убеждены, что начался процесс восстановления рынка. «Однако, как же они ошиблись!», восклицает автор статьи. С момента сентябрьской встречи Керри с королем Абдаллой (11 сентября – красноречивая дата, учитывая атмосферу подозрений, связанных со стремлением семейства Бушей скрыть причастность саудитов к катастрофе 11.09.2001), Саудовская Аравия получила нового престарелого короля, абсолютного монарха и Хранителя двух Святых Мечетей, короля Салмана, взошедшего на трон после смерти старшего брата, короля Абдаллы. Впрочем, на посту министра нефти остался все тот же 79-летний Али аль-Наими. Именно он, аль-Наими, согласно сообщениям прессы, в свое время увидел в предложении Керри блестящую возможность воспользоваться шансом «убить двух зайцев одним выстрелом» и заодно ликвидировать растущую угрозу со стороны бурно развивающейся индустрии нетрадиционной добычи нефти в США. Аль-Наими неоднократно подчеркивал, что намерен уничтожить сланцевую промышленность Америки, которая бросает вызов доминированию Саудовской Аравии на мировом рынке нефти. Однако недовольство саудитов вызывало не только вторжение производителей сланцевой нефти США в их «нефтяное королевство». Они были более чем огорчены недавней сделкой, заключенной между администрацией Обамы и Ираном, которая, по всей вероятности, в ближайшие месяцы приведет к освобождению Тегерана от экономических санкций. В сущности, саудиты просто вне себя от гнева на Вашингтон настолько, что открыто признали вступление в альянс со своим извечным врагом, Израилем, в борьбе против растущего влияния Ирана в регионе, в частности в Сирии, Ливане и Ираке. Произошедшее усилило железную решимость королевского дома Саудитов, при поддержке арабских союзников из стран Залива, еще сильнее обвалить цены на мировом рынке нефти и вызвать волну банкротств сланцевых нефтяных компаний, которая была остановлена январскими манипуляциями вашингтонской администрации и Уолл Стрит, уничтожив таким образом конкуренцию со стороны США окончательно. «Этот день может наступить совсем скоро, причем вместе с побочными последствиями для всей глобальной финансовой системы, к тому же в такой момент, когда этим последствиям трудно будет противостоять», – подчеркивает Энгдаль. Согласно недавно опубликованному докладу главного банка Уолл Стрит, холдинга «Морган Стэнли», крупнейший игрок на нефтяных ранках, организация производителей и экспортеров ОПЕК, активно наращивает объемы поставок на и без того переполненный мировой рынок без каких-либо признаков передышки. В своем докладе эксперты «Морган Стэнли» отмечают с заметной обеспокоенностью, что «страны ОПЕК только за последние четыре месяца увеличили поставки на 1,5 миллиона баррелей в сутки… на сегодняшний день избыточный объем нефти на рынке составляет около 800 тысяч баррелей в сутки. Это означает, что превышение предложения над спросом на нефть полностью обусловлено увеличением добычи картелем ОПЕК начиная с февраля текущего года». В докладе главного банка Уолл Стрит имеется абсолютно обескураживающее замечание о том, что «мы ожидали, что ОПЕК не станет снижать уровень добычи, однако мы не предвидели столь резкого ее роста». Короче говоря, Вашингтон полностью утратил свое стратегическое влияние на Саудовскую Аравию, которая считалась вассалом Америки в течение нескольких десятилетий после сделки 1945 года с президентом Франклином Рузвельтом, поставившей нефтяных магнатов США в особое положение. Этот разрыв в отношениях между США и Саудовской Аравией придает дополнительное значение недавнему июньскому визиту Мохаммеда бин Сальмана, заместителя наследного принца и министра обороны и сына правящего короля Саудовской Аравии Салмана, в Санкт-Петербург и его встрече с президентом Владимиром Путиным. Встреча была весьма тщательно подготовлена обеими сторонами, в ходе дискуссии обсуждались контракты на сумму, близкую к 10 миллиардам долларов, включая соглашения на строительство мирных ядерных реакторов в Саудовской Аравии силами российских компаний, а также поставки Эр-Рияду российской военной техники и саудовские инвестиции в сельскохозяйственную отрасль, медицину, логистику, розничную торговлю и недвижимость России. Саудовская Аравия является сегодня крупнейшим производителем нефти в мире, а Россия с небольшим отрывом занимает второе место. «Альянс между Саудовской Аравией и Россией на любом уровне вряд ли входил в стратегические планы Госдепартамента США», – иронизирует Энгдаль. Итак, перепроизводство нефти, сознательно организованное Саудовской Аравией, пустило под откос вялые усилия США по возобновлению роста цен. Падение нефтяных цен подталкивают и страхи, связанные с возвращением на рынок такого крупного производителя, как Иран, а также вероятность того, что крупнейший в мире импортер нефти Китай может снизить объем своего импорта или как минимум не увеличить его в связи с замедлением роста китайской экономики. Часовая мина нефтяного рынка взорвалась в конце июня. Цена техасской нефти WTI упала с 60 долларов за баррель, то есть уровня, при котором большая часть производителей нефти все еще в состоянии оставаться на плаву, до 49 долларов 29 июля. То есть за четыре недели рынок обвалился на 18 процентов, и тенденция к снижению цен сохраняется. Банковский холдинг «Морган Стэнли» бьет тревожный набат, заявляя, что, если тенденция последних недель не изменится, «этот кризис будет более жестоким, чем в 1986 году. А поскольку в течение пятнадцати лет до этого события не наблюдалось ни одного серьезного спада, это означает, что фактически грядущий обвал будет первым за 45 с лишним лет. «Если это произойдет на самом деле, у нас просто не окажется ни одного ориентира на дальнейшие этапы развития кризисного цикла на основе собственного опыта. В сущности, возможно, ничего подобного вообще не случалось на протяжении доступной для анализа истории», – пишет Энгдаль. Октябрь должен стать следующей ключевой точкой для решения банков о переносе сроков погашения по кредитам американских сланцевых компаний, которое будет означать сохранение надежды (все еще существующей) на медленное восстановление нефтяных цен. Если, согласно распространенному мнению, Федеральный Резерв повысит в сентябре процентную ставку, впервые за 8 лет с начала глобального экономического кризиса, разразившегося после обрушения американского рынка недвижимости в 2007 году, чрезмерно обремененных долгами американских производителей нефти ожидает катастрофа невиданных прежде масштабов. Вплоть до последних недель объем производства сланцевой нефти в США оставался на максимальном уровне, поскольку производители отчаянно пытались увеличить денежный поток, по иронии судьбы способствуя дальнейшему перепроизводству нефти на мировом рынке, которое в дальнейшем приведет к крушению и упадку их индустрии. Причина, по которой сланцевые компании Америки оставались в состоянии продолжать бизнес в период с ноября 2014 года и не объявлять о своем банкротстве, – нулевая процентная ставка Федеральной Резервной системы, которая вынуждает банки и других инвесторов искать объекты для вложений с более высокими ставками на так называемом «высокодоходном» рынке долговых инструментов. Еще в 1980-х годах, когда они (долговые инструменты) были впервые созданы Майклом Милкеном и его товарищами – мошенниками из «Drexel Burnham Lambert», Уолл Стрит справедливо назвала их «мусорными обязательствами», поскольку когда наступают плохие времена вроде сегодняшних для сланцевых компаний, эти долговые бумаги превращаются в мусор. Недавний отчет банка UBS констатирует, что «общий объем высокодоходного рынка долговых обязательств удвоился: в секторах, переживающих наиболее быстрый рост в последние годы, таких как добыча металлов и энергоносителей, наблюдался тройной и даже четырехкратный рост объема задолженности». При условии, что нынешняя тенденция падения цены на техасскую нефть WTI будет продолжаться неделю за неделей до октября, вполне может начаться паническое бегство и попытки инвесторов избавиться от этих высокодоходных и чрезвычайно рискованных «мусорных долгов» на миллиарды долларов. Как отмечает один из инвестиционных аналитиков, «когда вся толпа в конце концов устремится к выходу, сметая все на пути, фондовые менеджеры будут вынуждены столкнуться лицом к лицу с неликвидными вторичными рынками корпоративных кредитов, при этом недостаток емкости рынка создаст потенциальную возможность начала волны массовых распродаж». На этот раз, в отличие от 2008 года, проблема состоит в том, что у Федерального Резерва не остается пространства для маневра. Процентные ставки уже практически нулевые и Федрезерв уже приобрел на триллионы долларов «плохих» банковских долгов с целью предотвратить цепную реакцию паники в банковском секторе США. Один из вариантов, который вообще не обсуждается в Вашингтоне, мог бы, по мнению автора, заключаться в следующем: Конгресс мог бы аннулировать катастрофический акт Федерального Резерва 1913 года, который отдал контроль над денежной системой страны банде частных банкиров, и создать публичный Национальный Банк, полностью принадлежащий правительству Соединенных Штатов. Этот банк мог бы осуществлять кредитование и продавать федеральные долговые обязательства без использования в качестве посредников коррумпированных банкиров с Уолл Стрит, как и предписывает Конституция США. В то же время они могли бы полностью национализировать шесть или семь крупнейших банков, входящих в категорию «слишком больших, чтобы рухнуть», которые стоят за всей финансовой неразберихой, разрушающей институты Соединенных Штатов, и из-за увеличения роли доллара, как мировой резервной валюты, – финансовые институты большинства стран мира. Автор – американский экономист и политолог Фредерик Уильям Энгдаль, стратегический антикризисный консультант, обладатель диплома по политологии Принстонского университета и один из наиболее успешных авторов в сфере нефтяного рынка и геополитики в США Игорь Абрамов, | |
| |
Просмотров: 1110 | |
Всего комментариев: 0 | |