Моногород: локомотив или тяжкий груз?

Интервью с главой министерства экономики и труда Свердловской области Михаилом Максимовым

Через неделю в Сочи начнется инвестиционный форум, на котором ряд известных инвестпроектов Свердловской области будут презентованы с приставкой «проект по диверсификации экономики моногорода». Напомним, территории, представившие в Минрегион РФ лучшие программы своего развития, в дальнейшем могут надеяться на получение помощи в рамках новой ФЦП по поддержке населенных пунктов, завязанных на крупные градообразующие предприятия. В интервью «НЭП» Михаил Максимов рассказал, кто поедет в Сочи, есть ли необходимость избавляться от заводов и менять их на швейные фабрики и будут ли ликвидированы моногорода, не имеющие качественных инвестпроектов.

– Михаил Игоревич, какие инвестпроекты Свердловская область представит на форуме в Сочи?

– Пока не знаю. Отбором проектов занимается Министерство регионального развития РФ. Мы отправили очень много предложений в это ведомство. Все не перечислить, но если говорить о самых крупных, то это, безусловно, проекты Асбеста (строительство завода по выпуску магния из отвалов – ОАО «Русский магний» и завода по выпуску теплоизоляционных материалов ОАО «Ураласбест»). Это проект Нижнего Тагила по ЗАО «УралМетанолГрупп» (совместное предприятие ОАО «Уралхимпласт» и ООО «НГК Итера»), где имеется большая программа по модернизации, переработке и выходу на свой метанол. И также Каменск-Уральский с проектом по производству алюминиевых плит на КУМЗе.

Вопрос о том, кто будет презентован в Сочи, мы сейчас согласуем с Минрегионом. Как только будет принято окончательное решение – озвучим.

– По сути, форум в Сочи станет первым этапом конкурса, объявленного Минрегионом, на разработку лучшей программы по диверсификации экономики территорий. После принятия соответствующей программы по поддержке моногородов, которая уже внесена в правительство, победитель может рассчитывать на госфинансирование проектов. Уже известно, в какой форме и в каком объеме будет реализовываться помощь?

– Вы хотите обсудить со мной систему, которая сейчас только формируется. Окончательной схемы поддержки моногородов пока не принято. Когда закончится дискуссия о том, как надо поддерживать проекты, тогда можно будет озвучить четкую позицию. Пока же мы только высказываем свое видение проблемы и пути ее решения. Мы считаем, что меры господдержки надо оказывать тем проектам, которые дают наибольший социальный эффект. А наибольший социальный эффект мы имеем в территориях со структурой занятости, сосредоточенной на одном, двух градообразующих предприятиях или в одном, двух отраслевых секторах. То есть, новое предприятие в любом месте это – хорошо, но завод на тысячу мест в Екатеринбурге или Москве не даст такого эффекта как в Качканаре или Североуральске.

А форма реализации помощи будет, конечно, в первую очередь заключаться в создании новых производств и поддержке тех проектов, которые сейчас не имеют финансирования.

– Еще ничего не понятно, а наши моногорода с невиданной прытью вдруг начали пачками выдавать программы развития. При чем такое ощущение, что в мэриях сели их писать сразу после совещания в Асбесте, посвященного решению проблем на системообразующих предприятиях, и за пару недель закончили. Во всяком случае, никаких новых проектов в этих программах нет. Все старое, остановленное по причине кризиса.

– А для чего придумывать новое? Надо брать то, что уже проработано. Вы думаете за неделю можно что-то придумать?

– Замминистра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов в марте заявил, что главы российских моногородов должны думать не о том, что можно сохранить, а как перевести экономику на инновационные рельсы. Сказал, что надо восстановить заброшенные когда-то производства, типа швейных или мебельных фабрик. Значит ли это, что заводы у нас могут поменять на фабрики?

– У наших моногородов, зависящих от одной, двух отраслей, как были градообразующие предприятия локомотивами, так и останутся. Вопрос не стоит так что, мол, давайте закроем все рудники и построим швейную фабрику.

Вопрос сейчас состоит в том, чтобы они свою экономику начали диверсифицировать. А для этого надо стараться реализовывать инвестпроекты в том числе и в других, не связанных с основными видами деятельности, отраслях.

– А что будет с теми моногородами, которые не представят проекты по диверсификации экономики?

– Работать будут дальше, и жить в тех же условиях, в которых сейчас живут.

– Или будут перебираться в соседние города?

– Да почему? Вы какую-то картину коллапса рисуете. А коллапса-то нет никакого. Есть риски, но есть и стратегические цели, которые уже сформулированы, и есть возможность государства участвовать в стимулировании инвестиционной активности бизнеса. Правда,

все проекты все равно невозможно поддержать. Если у нас в бюджете Свердловской области заложено 4 млрд рублей госгарантий при объеме инвестиций больше 200 млрд, то мы, наверное, должны выбрать то место, где социальный эффект будет больше.

– Сносить неудачников не будут? Ведь, согласно предложению уральского полпредства, Минрегион сможет разрабатывать комплексные программы не только по поддержке, но и по ликвидации моногородов.

– Никто такой задачи не ставил, такой необходимости нет. Почему вы переводите это в плоскость кризиса, какого-то пожара?..

Задача не в том, чтобы снести в моногороде градообразующее предприятие. В большинстве своем они крепко стоят на ногах и выступают хорошим мотором в экономическом развитии территории. Задача в том, чтобы поддержать на территории, где исторически сложилась привязанность к одному сектору экономики, развитие других секторов, создание новых мест. Надо добиться того, чтобы люди не зависели от состояния дел, от спроса в одной отрасли.

Нет цели кого-то ликвидировать, закрыть. Как поддерживали, так и будем поддерживать градообразующие предприятия.

– Более того, на своей последней пресс-конференции вы сказали, что моногорода – это хорошо. Не очень вяжется с позицией федерального центра, который выказывает серьезную озабоченность наличием подобных территорий.

– Понимаете, крупные развитые промышленные предприятия Свердловской области, конечно, несут в себе повышенные риски, но нужно отдавать себе отчет, что именно благодаря им мы являемся локомотивом в Российской Федерации среди субъектов. И мы в разы мощнее большинства регионов именно благодаря этим предприятиям. То есть с одной стороны – это потенциальные риски и угрозы во время падения, с другой стороны – это мотор, который двигает вперед экономику Свердловскую область.

Возьмем развитие кластеров, которое, как показывает общемировая практика, позволяет отдельным территориям развиваться более эффективно и лучше конкурировать с другими. В кластерах всегда есть лидер. Также и в моногородах. Вот, к примеру, Асбест. Там проекты, которые находятся в высокой степени готовности, подготовлены при непосредственном участии инвестора, правительства и градообразующего предприятия. Именно «Ураласбест» выделил определенные средства, предоставил возможности для разработки проекта, проинвестировал старт-ап. То есть лидер может поддержать первоначальную стадию реализации проекта, а потом искать инвестора.

– А как вы относитесь к мнению некоторых экспертов, которые заявляют, что новое производство также поставит город в зависимость. И в качестве единственного выхода называют кластерный подход, когда моногорода объединяются для развития какого-то конкретного направления?

– Каждый город сам по себе. Пытаться всех побрить под одну линейку не получится. Создать какой-то универсальный механизм, придумать целевую программу, которая позволит диверсифицировать экономику везде и всюду – не выйдет. Вот прямо чтобы так – забиваете циферки, на экране высвечивается – «моногород», ага, забиваете еще пару циферок – получаете решение. Не надо по этому пути идти. Надо по каждому городу смотреть – какие там есть, так называемые, «зеленые ростки». И помогать ему, чтобы проработанные инвестиционные проекты были реализованы. И это такая ручная работа по каждому из городов должна быть. А попытки все это обобщить… Не знаю для чего они нужны. Может с точки зрения теории – да, но с точки зрения практики вы все равно выйдете в определенный набор инвестпроектов, и задача будет сформулирована достаточно просто – как привлечь в территорию инвестиционный ресурс. И других способов решения проблемы моногородов не существует – только реализация инвестиционных проектов и, следовательно, смена структуры занятости. И хочу добавить, для того чтобы реализовывать инвестпроекты, не надо писать больших, длинных, серьезных программ. На федеральном уровне если этот вопрос сейчас обозначен, то он обозначен в достаточной степени. Мы даже когда кредит бюджетный получали, там было условие – учесть проблемы, в том числе, бюджетов моногородов. Потому что они действительно в большей степени «просели», чем другие территории. Точно также как Свердловская область среди других субъектов сильнее пострадала из-за того, что зависит от объемов промышленного производства, а они у нас упали больше чем в целом по российской федерации.

– Если вопрос формирования инвестфонда по поддержке моногородов и разработки системы помощи этим территориям затянется на неопределенный срок, вы будете пытаться справиться с проблемами самостоятельно или предпочтете ждать?

– После того, как мы поддержали градообразующие предприятия. На примере многих из них видно, что все прошло нормально, никаких массовых сокращений на территории области, там, где они могли бы быть, губернатор не допустил. Сейчас мы возвращаемся к тому, чем занимались раньше – к Стратегии 2020, к диверсификации экономики, к реализации инвестпроектов. Ждать мы ничего не будем. Те проекты, которые у нас в моногородах есть, мы активно продвигаем. Взять тот же Асбест. Эдуард Эргартович за последние полгода четыре раза имел личные переговоры по поводу привлечений инвестиций в этот проект. Губернатор либо проводил презентации, либо встречался с руководителями финансовых организаций, где предлагал финансирование этих проектов. Конечно, мы не будем сидеть и ждать, когда федерация продвинет за нас наш проект. В дальнейшем, если механизм помощи моногородам, над которым сейчас работает Минрегион, появится, то мы на уровне субъекта представим реальные проекты, а не какие-то общие слова или программы. Если не появится – это не означает, что мы должны отойти от тех наработок, которые есть в наших городах, сказать, что раз федеральной поддержки нет, поставим на всем крест. Есть много других способов заинтересовать инвесторов.

Представители Минпрома РФ заявили, что к 2015 году в России не должно быть ни одного моногорода. То есть, все подобные населенные пункты должны к этому времени диверсифицировать экономику. На ваш взгляд Свердловская область сможет уложиться в обозначенные сроки?

Сможем, если уже в 2010 году обеспечим реальным финансированием существующие проекты. 5 лет – очень небольшой срок для диверсификации.




Источник: http://www.nep08.ru
Категория: Экономика | Добавил: Admin (12.09.2009)
Просмотров: 1355 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar