Зачем простолюдину родословие?
21 февраля в ГО Рефтинский произошло по одним понятиям рядовое, незначительное мероприятие, с другой стороны знаковое, определяющее событие в культурной жизни города. Совместными усилиями Рефтинского объединения родоведов, отдела культуры Администрации ГО Рефтинский, Центра культура и искусства ГО Рефтинский, Уральского Родословного общества прошло очередное выездное заседание УИРО, так именуется это мероприятие в деятельности этого общества. Девиз заседания - «Возрождение родословных традиций».
Меня, как рядового члена УИРО, при  гласили на эту конференцию. Теперь я хочу поделиться теми ощущениями и мыслями, которые возникли у меня в ходе конференции и после неё.

Прежде всего, отмечаю четкую, последовательную организацию конференции. Все продумано до мелочей. Интересные, насыщенные разнообразными полезными сведениями доклады чередуются выступлениями самодеятельных артистов. Эти выступления создают дополнительно атмосферу причастности присутствующих к нашей истории, трогают душу. Безусловно, это заслуга работников дворца культуры, которые имеют большой опыт проведения различных мероприятий.

Выставка результатов родоведческих работ участников конференции удивляет многообразием. Люди, живущие в небольшом, очень молодом городе, можно сказать без истории, корней, создали родословные до 10-15 колена. Я привык к отображению родства  в схемах и таблицах, в крайнем случае  - нарисованное дерево.  На выставке были представлены родовые древа, сплетенные из ниток, объемные в виде замка и другие, которые надо видеть, а не описывать. Чувствуется, что в семье знают семейную историю, чтят память предков, готовят эти сведения для потомков, ис  ользуя для этого творческое воображение и творческие способности членов семьи, рода.

Очень важно и правильно, что на заседании делали доклады и представляли на выставке результаты своей деятельности краеведы. Родовое древо, как и всякое дерево, растет на чем-то. Оно вписано в историю края, и люди, как веточки, листочки одного дерева несут на себе его особенности. Изучая свою родословную, человек невольно больше узнает свой край, его историю и наоборот.

Немного о докладах, прозвучавших на заседании. Конечно, в них, прежде всего, говорилось о результатах поиска, путях поиска сведений о родных. И всегда чувствовалось, что результаты это плод коллективного труда. Необходимо общаться с родственниками, иногда дальними, иногда живущими очень далеко. И это труд, требующий определенных навыков, целеустремленности, творческого воображения  и конечно денежных затрат. Но это благородный труд. И когда появляется семейный архив, он становится семейной ценностью, конкретной, на века.

Интересное сообщение сделали члены Артемовского отделения УИРО. Тема доклада: «Народные обычаи и традиции как составная часть родословия и краеведения». На место, где когда-то жили люди, а теперь деревня разрушена, собрались потомки тех людей. Развесили стенды, на которых разместились схемы и другая информация. Люди подходили, вспоминали предков. Все это с хороводами песнями. Был создан видеофильм. Это результат деятельности родословного общества совместно с администрацией и отделом культуры. И этот опыт станет примером для других о  ществ.

На «отлично» выступила с докладом «Моя семья в истории моей страны» ученица 11 класса школы №9 г. Асбест. Толково и последовательно она рассказала, чем занимались ее предки в разные годы, в том числе и об участии их в Войне 1941-45 гг. Чувствуется, что продолжение следует, работа будет продолжена, и прозвучала уверенность, что потомки оценят этот труд.

Черепанова Марина Леонидовна в докладе «Загадочный топоним» доходчиво и с подробностями рассказала, почему же река Рефт так называется. Увлекательное исследование.

Бугаенко Валентина Игнатьевна в докладе «История поисков материалов для книги «Родные мои» увлекательно и эмоционально рассказывала: поиском родственных связей занялась недавно, в начале этого века. Но результаты впечатляющие. С восхищением она делится тем, что она узнала и переписывается с многочисленными родственниками не только по России, но и за рубежом.

Звучали еще выступления, в которых повторялись слова семья, род, судьба, Урал, история России. Все выступления участников, выступления артистов, создали во Дворце атмосферу эмоционального подъема.  Не звучало призывов к патриотизму, но чувствовалось, что здесь собрались люди любящие свой край, свою Родину, не говорилось о семейных ценностях, но они создавали их. Все участники заседания работают или учатся, т.е. как у всех есть проблемы, и кризис их коснулся, но никто наверняка не бросит обхаживать свое родовое древо. И это не увлечение, ка

  представляют некоторые. Это человеческая жизнь Ежику не нужно родословие, даже если крутой собаке прочитать ее богатую родословную она и хвостом не вильнет. А у каждого человека имеется родословное дерево. Ствол и крупные ветки это предки, веточки и листочки это ныне живущие. Только все эти сведения за пределом нашего сознания. И каждый стоит перед выбором: изучить это дерево или ему достаточно знаний, что его предки все давно умерли.

Вот так я попытался выразить свои мысли  и чувства после общения с единомышленниками. Но остался без ответа вопрос в заглавии моей заметки: зачем простым людям родословие. Управленческие государственные структуры, средства массовой информации ну назовем условно это все властью, которая по определению должна создавать в обществе какие-то условия, вернее осмысленные правила общежития, строить гражданское общество, создавать условия, чтобы у человека формировались моральные устои, чувства патриотизма, семейственности и т.д. и т.п. Все  то как бы делается, но в этой системе программ, мероприятий нет стройной, продуманной на всех уровнях власти системы памяти о предках. Вся эта надстройка уверена, что родословие в принципе ни к чему. Но родословие в обществе есть. Передаются по возможности в семьях предания о репрессированных,  раскулаченных и  другое. В родительскую субботу массово посещаем кладбище – это тоже форма родословия как память о предках. Ищем останки погибших в боях за Родину - форма поиска родных. Но мы начали жить в XXI веке. И нужна современная, продуманная  енеалогическая система. Если бы больше было поколенных росписей и родословных таблиц, то в них стояли бы вопросы о людях, и в продуманной системе памяти предков облегчился их поиск.

Невозможно выразить все мысли. Тема очень обширная. Расскажу, что знаю о состоянии дел в Асбесте, вернее мое представление. Семей, в которых есть оформленные родословные очень много. Все-таки душа просит сохранить память. В трудовых коллективах Ураласбеста, возможно и завода АТИ поощряют создание трудовых династий. Это такая усеченная форма родословия. А.С. Попова-Седункова выпустила книгу «Маленькие люди большой эпохи», которую без преувеличения можно считать пособием по родословию. Много уделял внимания родословию А. Чечулин. Он пис  ал статьи в газету, есть стихотворение. В последнее время в дошкольных садиках, и в школах дают задание составить родословную. Дети составляют, и все. В центре творчества молодежи есть Клуб краеведов. Там возможно есть секция родоведов. Нужно объединяющее начало.

В январе 2005 года в Асбесте  проводилось мероприятие как в Рефтинском. Приезжали представители УИРО, были представители Администрации, проводилось оно в Детской библиотеке. Но потом в городе не нашлось инициативных, умеющих организовать дело людей. Все заглохло.

Не знаю, в каком виде заметка попадет на газетную полосу. Вероятнее всего  ее подправят,  таланта оформить на бумаге свои мысли у меня нет. Но хочется, чтобы опубликовали вот это обращение.

Вы прочитали заметку. Какие чувства и мысли она вызвала? Напишите в газету. От ваших ответов может многое измениться. Если вы разделяете мнение замечательно! Если считаете все это несущественным, мне это тоже понятно. Весна. Пора садить картошку. Картофельный куст растят весну, лето; яблоню обхаживают полтора десятка лет. Родовое дерево растет в веках.  Какое родовое дерево? Глобальный кризис! Но может у кого-то появилось больше свободного времени. Можно призадуматься. Не решайте сгоряча.

А может кто-то откликнется, и мы сможем организовать инициативную группу и что-нибудь придумать.

 

(И когда в средствах массовой информации, или в речах разного рода чиновников и идеологов нас призывают оберегать, сохранять семейные ценности, мне не всегда понятно, о чем речь. Давайте конкретно займемся на первом этапе памятью о предках. Начнем побуждать людей к действию, создавать нормальные условия, чтобы каждый человек, начав изучать историю семьи, добивался результатов быстрее, с меньшими трудностями.)
 
Перевозов А.И.
Категория: Культура и искусство | Добавил: Admin (10.06.2009)
Просмотров: 3671 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar