ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2. ПРОБА РЕЧИ

Все отмечают непринужденность, с которой держатся на сцене профессиональные артисты. Если бы выступали люби­тели, то зритель не удержался, чтобы в данном случае не сказать: «Такой-то играл очень естественно...» Но зритель не видел их на первой репетиции. Актеры прорабатывают каж­дое движение, каждую строчку раз по тридцать, а некоторые жесты и реплики повторяют по шестьдесят, по сто раз.

Большинство ораторских выступлений представляет пер­вую и единственную репетицию. Поэтому речам предпочита­ют пьесы. Одно дело быть увлеченным и искренним. Конеч­но, это самое важное требование, предъявляемое к оратору. Но ведь речь есть нечто большее, чем сочетание идей в голове оратора. Оно. не проявляется, пока не находит своего вы­ражения в речи. Ведь только в процессе выступления ваши идеи, раскрываясь, производят впечатление на слушателя.
Вероятно, вы уже готовы к устному воспроизведению речи, проработанной в соответствии с указаниями в разделе А. Ваш преподаватель, возможно, захочет, чтобы вы записали ее слово в слово и заучили. Но, как объяснено в последнем разделе настоящей главы, при упражнениях речи большей частью не записываются и не запоминаются наизусть.

Выберите время, когда можно использовать помещение, чтобы никто не мешал, и, стоя, как бы обращаясь к слуша­телям, попытайтесь воспроизвести всю речь. Первое время вам не обойтись без подробных записей. Затем повторяйте речь, руководствуясь только ключевыми словами и выраже­ниями, отмечающими главные разделы ваших построений.

После того как речь в целом освоена, займитесь частями, наиболее смущающими вас. В данной стадии следует прове­сти побольше репетиций. Полезно по крайней мере отдель­ные части произносить перед зеркалом. Как вам кажется, свободно ли вы передаете свои мысли? Прямо ли держитесь? Свободны ли и легки ваши движения? Если вы чувствуете себя скованным, поупражняйтесь в расслаблении мышц.

Прислушайтесь к голосу. Прибегаете ли вы к паузам, ког­да надо перевести дыхание, ослабить напряжение, собраться с мыслями? Подчеркиваете ли наиболее значительные сло­ва? Удается ли при этом избежать утомительного однообра­зия? Когда речь отделена по частям, повторите ее целиком, стараясь развить чувство непосредственного общения со слушателями. Теперь можно пригласить товарища по классу или по комнате. Он будет вашей аудиторией. При всех усло­виях старайтесь представить себе аудиторию и соответству­ющую обстановку.