ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
1. ПОДГОТОВКА РЕЧИ
1. Выбор темы
Выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по которой вы сможете в случае необходимости получить дальнейшую информацию в библиотеке или в другом месте. Тема должна быть, при условии ее надлежащей проработки, интересной и для вас и для ваших слушателей. Она не должна быть не очень широкой, ни очень сложной. Большинство тем имеет слишком общий характер: почти нет ни одной чересчур специфической или узкой. Образцы тем для первых коротких выступлений перечислены в конце этой главы.
2. Решение вопроса о цели речи
Желаете вы только что-нибудь объяснить, описать или просто рассказать? Или вы хотите заставить слушателей изменить свое мнение или убедить их что-либо сделать? Чтобы получить ясное представление, чего вы добиваетесь, изложите в письменном виде ваше намерение в форме целого предложения. Если тема «Восхождение на горные вершины», вы можете формулировать свое намерение в таком виде: «Я сейчас расскажу, как происходит подъем на горный пик». В основном вы имеете в виду информировать, дать описание, а не склонить слушателей к тем или иным взглядам или действиям. Но если вашей целью было показать, что слушатели не должны предпринимать трудный подъем без предварительной тренировки, то ваша цель уже приобретает агитационный характер, так как вы стремитесь оказать влияние на их поведение. Начальные речи в большинстве случаев информационного, а не агитационного типа.
3. Собирание материала
Если содержание речи взято не только из личных ваших переживаний (что возможно в редких случаях), черпайте материал не из единственного источника, а из многих. Прочтите не одну, а несколько журнальных статей, соберите информацию не из одной книги. Вскройте точки зрения различных авторов, сопоставьте их. Обратитесь к «Справочнику периодической печати» в справочном отделе библиотеки и просмотрите, какие журнальные статьи перечислены под заголовком, имеющим прямое или косвенное отношение к вашей теме. Для библиографических справок обратитесь к картотеке. Побеседуйте по вопросу с окружающими, запишите приходящие в голову мысли и факты, о которых прочитали.
4. Введение
Вы должны приготовить несколько вводных замечаний, имеющих целью вызвать интерес к сообщению, формулировать и пояснить ваше намерение. Например:
Есть ли у вас достаточно разумные основания для приобретения вещей, которые вы покупаете? Или вы, подобно миллионам других потребителей, не отдающие себе отчета жертвы, пожалуй, самого коварного и влиятельного фактора современной жизни -- рекламы?
Что такое реклама? Пропаганда. Я хочу показать, как реклама применяет остроумные методы пропаганды, чтобы вводить в соблазн вас и других возможных покупателей.
Последняя фраза представляет собой изложение специального тематического задания. Она намечает и ограничивает его пределы. Вы можете приступить к главной части речи только после того, как это задание четко закреплено в вашем сознании.
5. Развитие главной части речи
При построении главной части сделайте все возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интересны. Организуйте главные идеи по мере ваших возможностей в виде простого, конкретного, стройного плана. Выбрасывайте все не имеющее отношения к вашей цели. Дайте определения непривычных терминов; используйте как можно больше конкретных примеров; приводите в случае надобности высказывания сведущих лиц; задавайте вопросы, чтобы подчеркнуть переход от одной мысли к другой.
Сделайте набросок основной части речи в соответствии с системой главных тезисов и подтезисов. Проверьте, подкрепляют ли основные тезисы ваш замысел, и служат ли подтезисы опорой основных положений. Например:
I. Ссылка на различные отзывы •- важный прием пропаганды.
А. Она имеет три главные формы:
1. Это могут быть отзывы сведущих лиц.
2. Это могут быть отзывы выдающихся людей.
3. Это может быть оценка «человека из толпы».
2. Это могут быть отзывы выдающихся людей.
3. Это может быть оценка «человека из толпы».
Б. Такой прием находит свое выражение во многих объявлениях.
1. Мы встречаем их в рекламе сигарет.
а) Пример...
б) Другой пример...
б) Другой пример...
2. Отзыв «человека из толпы» чаще всего встречается в рекламах патентованных медицинских препаратов.
II. Наиболее эффективны приемы, которые используют погоню за модой и массовые увлечения.
А. К вам обращаются: «Каждый это делает. Почему бы вам не делать?» Б. Такой прием скорее внушает, чем убеждает.
1. «Посмотрите на проходящие мимо «форды» -- иллюстрация к технике внушения.
2. Добавочный пример.
2. Добавочный пример.
III. Часто также применяется техника, вызывающая ассоциации.
А. С рекламируемым продуктом связывают нечто приятное для всех.
1. Изображение очаровательной женщины, пользующейся оливковым мылом,- пример подобного приема.
2. Еще пример...
2. Еще пример...
Б. С нежеланием приобрести рекламируемую вещь связывают неприятные ассоциации.
1. Отказ от покрышек фирмы «Гудрич» связывается с представлением об автомобильных авариях.
2. Дополнительное подтверждение.
2. Дополнительное подтверждение.
Обратите внимание, что, пользуясь полными предложениями, вы вносите в план большую четкость и что каждая идея находит подкрепление в одном и более примерах.
6. Заключение
Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей, или цитатой, или иллюстрацией, выражающей ваш замысел, и -• что еще лучше - тем и другим. Например:
К вам повседневно применяют многочисленные и незаметные способы массового воздействия. Из них наиболее коварны три: прием свидетельств и отзывов, ставка на погоню за модой, метод вызывания ассоциаций.
По данным Института анализа средств пропаганды, нас одурачивают при помощи этой механики, потому что «она больше рассчитывает на чувства, чем на разум». Нам -- развлечение, а коммерсантам •- барыши. А ведь мы имели бы и больше развлечений и больше пользы, если бы понимали технику рекламы.