ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1. ПОДГОТОВКА РЕЧИ

1. Выбор темы
Выбирайте тему, которая связана с вашим личным опы­том и по которой вы сможете в случае необходимости полу­чить дальнейшую информацию в библиотеке или в другом месте. Тема должна быть, при условии ее надлежащей прора­ботки, интересной и для вас и для ваших слушателей. Она не должна быть не очень широкой, ни очень сложной. Большин­ство тем имеет слишком общий характер: почти нет ни одной чересчур специфической или узкой. Образцы тем для первых коротких выступлений перечислены в конце этой главы.

2. Решение вопроса о цели речи
Желаете вы только что-нибудь объяснить, описать или просто рассказать? Или вы хотите заставить слушателей из­менить свое мнение или убедить их что-либо сделать? Чтобы получить ясное представление, чего вы добиваетесь, изложи­те в письменном виде ваше намерение в форме целого пред­ложения. Если тема «Восхождение на горные вершины», вы можете формулировать свое намерение в таком виде: «Я сей­час расскажу, как происходит подъем на горный пик». В ос­новном вы имеете в виду информировать, дать описание, а не склонить слушателей к тем или иным взглядам или дей­ствиям. Но если вашей целью было показать, что слушатели не должны предпринимать трудный подъем без предвари­тельной тренировки, то ваша цель уже приобретает агитаци­онный характер, так как вы стремитесь оказать влияние на их поведение. Начальные речи в большинстве случаев ин­формационного, а не агитационного типа.

3. Собирание материала
Если содержание речи взято не только из личных ваших переживаний (что возможно в редких случаях), черпайте ма­териал не из единственного источника, а из многих. Прочти­те не одну, а несколько журнальных статей, соберите информацию не из одной книги. Вскройте точки зрения различных авторов, сопоставьте их. Обратитесь к «Справочнику перио­дической печати» в справочном отделе библиотеки и про­смотрите, какие журнальные статьи перечислены под заго­ловком, имеющим прямое или косвенное отношение к вашей теме. Для библиографических справок обратитесь к картоте­ке. Побеседуйте по вопросу с окружающими, запишите при­ходящие в голову мысли и факты, о которых прочитали.

4. Введение
Вы должны приготовить несколько вводных замечаний, имеющих целью вызвать интерес к сообщению, формулиро­вать и пояснить ваше намерение. Например:

Есть ли у вас достаточно разумные основания для приобретения вещей, которые вы покупаете? Или вы, подобно миллионам других потребителей, не отдающие себе отчета жертвы, пожалуй, самого коварного и вли­ятельного фактора современной жизни -- рекламы?

Что такое реклама? Пропаганда. Я хочу показать, как реклама применяет остроумные методы пропа­ганды, чтобы вводить в соблазн вас и других воз­можных покупателей.

Последняя фраза представляет собой изложение специ­ального тематического задания. Она намечает и ограничива­ет его пределы. Вы можете приступить к главной части речи только после того, как это задание четко закреплено в ва­шем сознании.

5. Развитие главной части речи
При построении главной части сделайте все возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интерес­ны. Организуйте главные идеи по мере ваших возможностей в виде простого, конкретного, стройного плана. Выбрасывай­те все не имеющее отношения к вашей цели. Дайте опреде­ления непривычных терминов; используйте как можно боль­ше конкретных примеров; приводите в случае надобности высказывания сведущих лиц; задавайте вопросы, чтобы подчеркнуть переход от одной мысли к другой.

Сделайте набросок основной части речи в соответствии с системой главных тезисов и подтезисов. Проверьте, подкреп­ляют ли основные тезисы ваш замысел, и служат ли подтезисы опорой основных положений. Например:

I. Ссылка на различные отзывы •- важный прием про­паганды.
А. Она имеет три главные формы:
1.   Это могут быть отзывы сведущих лиц.
2.   Это могут быть отзывы выдающихся людей.
3.   Это может быть оценка «человека из толпы».
Б. Такой прием находит свое выражение во многих объявлениях.
1.   Мы встречаем их в рекламе сигарет.
а)  Пример...
б)  Другой пример...
2.  Отзыв «человека из толпы» чаще всего встре­чается в рекламах патентованных медицинских препаратов.
II. Наиболее эффективны приемы, которые использу­ют погоню за модой и массовые увлечения.
А. К вам обращаются: «Каждый это делает. Поче­му бы вам не делать?» Б. Такой прием скорее внушает, чем убеждает.
1.   «Посмотрите на проходящие мимо «фор­ды» -- иллюстрация к технике внушения.
2.  Добавочный пример.
III. Часто также применяется техника, вызывающая ассоциации.
А. С рекламируемым продуктом связывают нечто приятное для всех.
1.   Изображение очаровательной женщины, пользующейся оливковым мылом,- пример подобного приема.
2.   Еще пример...
Б.  С нежеланием приобрести рекламируемую вещь связывают неприятные ассоциации.
1. Отказ от покрышек фирмы «Гудрич» связывается с представлением об автомобильных авариях.
2. Дополнительное подтверждение.

Обратите внимание, что, пользуясь полными предложе­ниями, вы вносите в план большую четкость и что каждая идея находит подкрепление в одном и более примерах.

6. Заключение
Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей, или цитатой, или иллюстрацией, выражающей ваш замысел, и -• что еще лучше - тем и другим. Например:

К вам повседневно применяют многочисленные и незаметные способы массового воздействия. Из них на­иболее коварны три: прием свидетельств и отзывов, ставка на погоню за модой, метод вызывания ассоциа­ций.

По данным Института анализа средств пропаганды, нас одурачивают при помощи этой механики, потому что «она больше рассчитывает на чувства, чем на ра­зум». Нам -- развлечение, а коммерсантам •- барыши. А ведь мы имели бы и больше развлечений и больше пользы, если бы понимали технику рекламы.