ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
Глава II ПЕРВЫЕ РЕЧИ
Назначение этой главы -- оказать вам помощь при первых выступлениях до того, как будет полностью усвоена вся книга. Под руководством преподавателя приготовьте и прорепетируйте одну или две речи, придерживаясь данных здесь указаний.
Букер Т. Вашингтон, выдающийся негритянский просветитель и оратор, рассказывал историю, назидательную для начинающего изучать искусство речи.
Корабль потерял направление и в течение многих дней блуждал по морю, пока не повстречался с дружеским судном. С мачты потерявшего курс корабля был подан сигнал: «Воды, воды, мы умираем от жажды». Тотчас же с встречного корабля был подан ответный сигнал: «Опустите ведро на том месте, где находитесь». Снова сигнал с терпящего бедствие корабля: «Воды, воды, пришлите нам воды». И снова ответ: «Опустите ведро там, где находитесь». Капитан внял наконец совету, приказал опустить ведро. Когда его подняли, оно было наполнено пресной, кристально чистой водой. Оказалось, в этом месте было речное течение из устья Амазонки.
Вы хотите стать оратором. Задача кажется сложной и внушает страх. Что говорить? Как вести себя? Ответ один: начните с того места, где вы находитесь. Начните с того, что вы собой представляете и что вы уже знаете.
Франклин Делано Рузвельт дал своему сыну Джемсу совет, как выступать публично: «Будь искренен, будь краток, садись». Возможно, это сверхупрощение. Но лучшей из речей, когда-либо слышанных автором, была речь одного студента в самом начале занятий. Она продолжалась три с половиной минуты, но показалась почти вдвое короче. Она буквально захватила каждого из присутствовавших и держала под впечатлением в течение нескольких дней. Студент рассказывал о боевом подвиге своего друга во время последней воины. Он не «ораторствовал» и говорил просто, без цветистых фраз. Он был искренним -- и только. В его изображении спокойное мужество друга говорило само за себя. Детали эпизода были реальны, живы и точны. Он описал маленькую рощу в лощине между двумя возвышенностями в Западной Германии, унылый декабрьский вечер, двух американских солдат, дожидающихся наступления темноты, чтобы добраться до своих Один из них (рассказчик) лежал под кустом на спине с пулей в груди, другой рядом припал к земле. Рассказчик описал выражение крайней усталости на лице друга и страх, который охватывал их, когда более и более явственно слышалось шарканье чьих-то шагов по опавшей листве и затем затихало... Эти мгновенья казались им вечностью. Он рассказал, как с наступлением темноты его друг то волочил его по земле, то тащил на себе целые две мили через кустарники, через пути, охраняемые немецкими часовыми, и, наконец, как, окончательно обессиленные, они были обнаружены, чуть не подстрелены и затем отведены в безопасное место группой своих разведчиков.
Этот рассказ дышал непосредственностью. Он захватил аудиторию не только интересным сюжетом, но и тем, что рассказчик 1) избрал предмет, о котором мог говорить с предельной искренностью, 2) чувствовал потребность поделиться своими переживаниями, 3) был уверен в себе, так как солидно подготовился, и 4) скромно и по-дружески держал себя.
Для начала будущий оратор не должен обременять себя ножеством правил и методических указаний, которые мо-ут лишь сбивать с толка, если усвоить их «залпом». Вместо 'того следует подыскать интересную тему, поработать над ней, пока она не оживет и в таком животрепещущем виде не станет достоянием слушателей. Следующие указания о подготовке речи, ее репетировании и выступлении будут единственными наставлениями, необходимыми для вашего первого выступления в классе.
1. Подготовка речи
2 Проба речи
3. Произнесение речи
4. Как развить уверенность в себе
5. Виды подготовки к выступлению