ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


3. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАМЕТОК

По вопросу о том, как составлять заметки, нет единого мнения. Но все согласны в одном - необходима какая-то си­стема записи данных, подлежащих использованию.

Большинство авторитетов рекомендует делать записи на карточках. Преимущество карточек в том, что каждая справ­ка регистрируется отдельно и без труда может быть найде­на. Карточки легко разложить на столе, сгруппировать, пе­регруппировать; они легко обозримы, их быстро можно срав­нивать и классифицировать. Главный недостаток -• их не так удобно носить с собой, как блокноты.

Преподаватель даст нужные указания в этом направле­нии. Если применять карточки, то размер 4x6 дюймов пред­почтительнее размера 5x6 дюймов. При занесении справоч­ного материала в карточку внизу приводится название ис­точника, наверху •- заголовок, содержащий указание, где именно материал может пригодиться.
 
Как Америка вступила во вторую мировую войну.
Германо-японское соглашение

 
Ширер отмечает, что он добыл в Берлине нацистские документы, в которых говорилось: «Фюрер указал... (4 апреля 1941 г.-за 8 месяцев до Пирл-Харбора), что Германия примет на себя ответственность за последствия, если Япония начнет войну с США... Это значит, что Германия без промедления нанесет удар в случае конфликта между Японией и Америкой».
 
          Уильям Л. Ширер, Конец берлинского дневника
3-й выпуск, Атлантик мопсли, июль, 1947, стр. 97.

Тщательное соблюдение следующих правил избавит от значительных затруднений:

1.   Пользуйтесь карточками одинакового размера и пиши­те только на одной стороне.
2.   На каждой карточке делайте только одну запись.
3.   Сделайте больше записей, чем вам понадобится для подготовки речи.
4.  Четко, при помощи кавычек, указывайте является ли приводимая ссылка непосредственной цитатой.

Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с ко­торой взят материал.

Если это журнал, необходимы имя автора, название статьи, название журнала, дата выпуска, страница.

Если это брошюра, укажите название организации, выпу­стившей ее, имена лиц (или группы лиц), собравших матери­ал и составивших брошюру.

Если речь идет о передаче по радио или телевидению, укажите имя выступавшего, название сообщения, широкове­щательную компанию, организацию, которая заказала про­грамму.

Из справочника или антологии нужно взять имя автора отдельной заметки или статьи (если представится возмож­ность).

Не ссылайтесь на издателя или на само издание (напри­мер, Британская энциклопедия) как на автора. В большинст­ве энциклопедий указаны инициалы авторов в конце каждой статьи, и в начале тома приведены имена сотрудников. В сокращенных справочниках, например, биографических, ав­торы не указываются.

Подводя итог, нужно сказать следующее. Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и в других местах сначала покажутся сложными. Овладев ими, вы изба­витесь от большой затраты времени и от лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрел? самое важное -- исследовательские навыки и неутолимое же­лание знать досконально все по интересующему вас вопросу Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убе­дительности речи.