ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


Глава V КОНСПЕКТ

Уилл Роджерс в своем обращении к съезду фабрикантов, изготовляющих корсеты, сказал, что он вполне одобряет корсет, так как «нельзя же допустить, чтобы человеческое тело в беспорядке разъезжалось во все стороны...» Пример­но то же можно сказать о содержании речи.
Цель настоящей главы -- исследовать приемы построения речи. Как будет видно из последующих глав, план ставит несколько большие задачи, чем конспект. Сначала следует усвоить способы конспектирования как систему приведения в порядок мыслей для устного их изложения.

Организовать идеи -- немалый труд. Многие писатели и ораторы признавались, что для них это было самой тяжелой частью работы. Однако отличительная черта образованного человека именно в том и заключается, что, по выражению Кольриджа, «ум его методичен». Каждое законченное произ­ведение, которое вызывает почтительное внимание,- будет ли оно написано, произнесено, создано на полотне или высе­чено из мрамора,- должно иметь форму. Форма или струк­тура облекается в материал со всеми свойственными ему изобразительными богатствами, оттенками, колоритом. Но каково бы ни было произведение искусства или продукт ре­месла, прежде всего оно должно иметь форму. Все успешно выступающие ораторы хорошо это знают.

В частности, зачем учащемуся нужно готовить конспект речи? Во-первых, без него невозможно будет по-настоящему знать взаимосвязь идей: студент даже не будет ясно отда­вать себе отчет в том, что идеи представляют собой, пока не разместит их в известном порядке, наметив основные тези­сы, подтезисы и вспомогательные данные. Во-вторых," без приведения их в систему учащемуся не будет видно, где он чересчур подчеркнул те или иные факты и соображения, где недостаточно осветил, а где совсем не уделил им внимания. Короче говоря, пока нет предварительного наброска, речь не имеет формы.

1. Работа над конспектом
2. Редактирование конспекта
3. Применение конспекта