ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
Глава V КОНСПЕКТ
Уилл Роджерс в своем обращении к съезду фабрикантов, изготовляющих корсеты, сказал, что он вполне одобряет корсет, так как «нельзя же допустить, чтобы человеческое тело в беспорядке разъезжалось во все стороны...» Примерно то же можно сказать о содержании речи.
Цель настоящей главы -- исследовать приемы построения речи. Как будет видно из последующих глав, план ставит несколько большие задачи, чем конспект. Сначала следует усвоить способы конспектирования как систему приведения в порядок мыслей для устного их изложения.
Организовать идеи -- немалый труд. Многие писатели и ораторы признавались, что для них это было самой тяжелой частью работы. Однако отличительная черта образованного человека именно в том и заключается, что, по выражению Кольриджа, «ум его методичен». Каждое законченное произведение, которое вызывает почтительное внимание,- будет ли оно написано, произнесено, создано на полотне или высечено из мрамора,- должно иметь форму. Форма или структура облекается в материал со всеми свойственными ему изобразительными богатствами, оттенками, колоритом. Но каково бы ни было произведение искусства или продукт ремесла, прежде всего оно должно иметь форму. Все успешно выступающие ораторы хорошо это знают.
В частности, зачем учащемуся нужно готовить конспект речи? Во-первых, без него невозможно будет по-настоящему знать взаимосвязь идей: студент даже не будет ясно отдавать себе отчет в том, что идеи представляют собой, пока не разместит их в известном порядке, наметив основные тезисы, подтезисы и вспомогательные данные. Во-вторых," без приведения их в систему учащемуся не будет видно, где он чересчур подчеркнул те или иные факты и соображения, где недостаточно осветил, а где совсем не уделил им внимания. Короче говоря, пока нет предварительного наброска, речь не имеет формы.
1. Работа над конспектом
2. Редактирование конспекта
3. Применение конспекта