ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
2. РЕДАКТИРОВАНИЕ КОНСПЕКТА
Конспект не может и не должен заключать все богатство самой речи. Но вдумчивое словесное его оформление составляет первое условие, которое определит в конечном итоге впечатляющую силу речи при ее произнесении и будет так же необходимо для оратора, как партитура для музыканта.
1. Редактирование с точки зрения ясности
Четкость редакции тезисов и подтезисов преследует прежде всего цель установить ясное их соотношение. В основном это вопрос их точности и взаимосвязи. Один студент, готовя конспект для выступления на тему «Почему люди тонут и как это предотвратить», редактировал главный раздел следующим образом:
III. Утонуть совсем необязательно.
(Неясно выражена намеченная мысль, что чаще всего возможность несчастного случая при нырянии предотвратима.)
A. Вы можете сами себе помочь, высмотрев скрытые опысные места -- подводные скалы, пни и отмели.
(Нескладно: только частично увязано с заголовком.)
Б. Если, находясь в воде, люди еще не потеряли сознания, они могут по крайней мере кричать о помощи, если их еще услышат.
(Путано: сдвиг в точке зрения со второго лица на третье.)
(Путано: сдвиг в точке зрения со второго лица на третье.)
B. Не пытайтесь выкарабкаться из воды.
(Не увязано с положениями А и Б: они носят декларативный характер, а данное положение -- повелительный.)
Г. Есть существенная разница между поведением опытного пловца и неопытного.
(Неопределенно: нет ясного отношения к тезису.)
(Неопределенно: нет ясного отношения к тезису.)
Следующая исправленная редакция внесла в конспект и в речь значительно большую ясность.
Правильная редакция
III. Надлежащие меры предосторожности предотвратят большинство несчастных случаев при купанье.
А. Прежде чем нырять, нужно выяснить, нет ли скрытых под водой скал или других опасных мест.
Б. При возникновении опасности следует сохранять спокойствие.
В. Нужно расслабить мышцы, вместо того чтобы делать отчаянные попытки выкарабкаться из воды.
Г. Наилучшая защита от несчастного случая -- умение хорошо плавать.
Б. При возникновении опасности следует сохранять спокойствие.
В. Нужно расслабить мышцы, вместо того чтобы делать отчаянные попытки выкарабкаться из воды.
Г. Наилучшая защита от несчастного случая -- умение хорошо плавать.
Логическое взаимоотношение тезисов и подтезисов часто нарушается вследствие того, что оратор излагает опровергаемую им идею так, как будто она его собственная.
Неправильно:
I. Гуманитарное образование не представляет никакой экономической ценности.
А. Экономическая ценность не определяется только профессиональной подготовкой.
Б. Общеобразовательная подготовка увеличивает производительность труда в избранной профессии.
Б. Общеобразовательная подготовка увеличивает производительность труда в избранной профессии.
Правильно:
1. Мнение, что гуманитарное образование не представляет никакой экономической ценности, неправильно.
А. Экономическая ценность не определяется только профессиональной подготовкой.
Б. Общеобразовательная подготовка увеличивает производительность труда в избранной профессии.
Б. Общеобразовательная подготовка увеличивает производительность труда в избранной профессии.
2. Редактирование с точки зрения конкретности
Если речь ведется о вещах физического порядка, тезисы и подтезисы почти неизбежно должны быть конкретны. Но и отвлеченное содержание можно сделать наглядным с помощью сравнения или олицетворения, как видно из следующего примера.
I. Невежество -- слепое чудовище.
А. Оно поражает своих благодетелей.
Б. Оно открывает ворота своим врагам.
Б. Оно открывает ворота своим врагам.
Обратите внимание, насколько конкретность и метод сопоставлений характерны для следующих подтезисов конспекта к докладу на тему «Необычный факт американской экономической депрессии»:
I. Основная причина экономической депрессии не в отсутствии ресурсов, а в неправильном их использовании.
A. Не используется сырье, а в нем недостатка нет. Б. Плохо работают фабрики, а в них недостатка нет.
B. Непродуктивен труд, а в рабочих руках недостатка нет.
Г. Плохой оборот доллара, а в нем нужды нет.
Д. Вяло работает мысль, но нельзя сказать, чтобы не хватало мыслящих людей.
B. Непродуктивен труд, а в рабочих руках недостатка нет.
Г. Плохой оборот доллара, а в нем нужды нет.
Д. Вяло работает мысль, но нельзя сказать, чтобы не хватало мыслящих людей.
3. Редактирование с точки зрения специфики вопроса
Утверждение «между собаками и бешенством тесная связь» было бы слишком общим и даже загадочным, если бы имелось в виду констатировать, что собаки являются источником бешенства.
4. Редактирование с точки зрения краткости
В следующей формулировке краткость отсутствует:
В конце концов есть возможность избежать заболевания, известного под названием бешенства.
Обратите внимание, насколько более кратко, ясно и выразительно такое утверждение:
Бешенство можно искоренить.
Впрочем, ценность кратких формулировок относительна. Из нижеприводимых тезисов к докладу на тему о чертах идеальной демократии первые более кратки, но вторые более характерны и конкретны:
А. Существует свобода речи.
Б. Существует свобода совести.
В. Существует выборное управление.
Г. Существует свобода в экономической жизни.
Или:
A. Каждый может говорить что хочет, не боясь тюрьмы.
Б. Он может .ходить в любую церковь, или совсем не посещать ее.
B. Он сам решает, какие законы и люди должны управлять им.
Г. Он может выбрать работу по своему усмотрению.
Б. Он может .ходить в любую церковь, или совсем не посещать ее.
B. Он сам решает, какие законы и люди должны управлять им.
Г. Он может выбрать работу по своему усмотрению.