ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2. РЕДАКТИРОВАНИЕ КОНСПЕКТА

Конспект не может и не должен заключать все богатство самой речи. Но вдумчивое словесное его оформление состав­ляет первое условие, которое определит в конечном итоге впечатляющую силу речи при ее произнесении и будет так же необходимо для оратора, как партитура для музыканта.

1.  Редактирование с точки зрения ясности

Четкость редакции тезисов и подтезисов преследует прежде всего цель установить ясное их соотношение. В ос­новном это вопрос их точности и взаимосвязи. Один сту­дент, готовя конспект для выступления на тему «Почему люди тонут и как это предотвратить», редактировал главный раздел следующим образом:

III. Утонуть совсем необязательно.
(Неясно выражена намеченная мысль, что чаще всего возможность несчастного случая при ныря­нии предотвратима.)
A. Вы можете сами себе помочь, высмотрев скры­тые опысные места -- подводные скалы, пни и от­мели.
    (Нескладно: только частично увязано с заголов­ком.)
Б. Если, находясь в воде, люди еще не потеряли сознания, они могут по крайней мере кричать о помощи, если их еще услышат.   
    (Путано: сдвиг в точке зрения со второго лица на третье.)
B. Не пытайтесь выкарабкаться из воды.
    (Не увязано с положениями А и Б: они носят де­кларативный характер, а данное положение -- по­велительный.)
Г. Есть существенная разница между поведением опытного пловца и неопытного.
   (Неопределенно: нет ясного отношения к тези­су.)

Следующая исправленная редакция внесла в конспект и в речь значительно большую ясность.

Правильная редакция
III. Надлежащие меры предосторожности предотвра­тят большинство несчастных случаев при купанье.
А. Прежде чем нырять, нужно выяснить, нет ли скрытых под водой скал или других опасных мест.
Б. При возникновении опасности следует сохра­нять спокойствие.
В. Нужно расслабить мышцы, вместо того чтобы делать отчаянные попытки выкарабкаться из воды.
Г. Наилучшая защита от несчастного случая -- уме­ние хорошо плавать.

Логическое взаимоотношение тезисов и подтезисов часто нарушается вследствие того, что оратор излагает опровер­гаемую им идею так, как будто она его собственная.

Неправильно:
I. Гуманитарное образование не представляет никакой экономической ценности.
А. Экономическая ценность не определяется толь­ко профессиональной подготовкой.
Б. Общеобразовательная подготовка увеличивает производительность труда в избранной профес­сии.

Правильно:
1.   Мнение, что гуманитарное образование не пред­ставляет никакой экономической ценности, непра­вильно.
А. Экономическая ценность не определяется толь­ко профессиональной подготовкой.
Б. Общеобразовательная подготовка увеличивает производительность труда в избранной профес­сии.

2.   Редактирование с точки зрения конкретности

Если речь ведется о вещах физического порядка, тезисы и подтезисы почти неизбежно должны быть конкретны. Но и отвлеченное содержание можно сделать наглядным с по­мощью сравнения или олицетворения, как видно из следую­щего примера.

I. Невежество -- слепое чудовище.
А. Оно поражает своих благодетелей.
Б. Оно открывает ворота своим врагам.

Обратите внимание, насколько конкретность и метод со­поставлений характерны для следующих подтезисов конс­пекта к докладу на тему «Необычный факт американской экономической депрессии»:
I. Основная причина экономической депрессии не в отсутствии ресурсов, а в неправильном их исполь­зовании.
A.  Не используется сырье, а в нем недостатка нет. Б.  Плохо работают фабрики, а в них недостатка нет.
B.  Непродуктивен труд, а в рабочих руках недо­статка нет.
Г.   Плохой оборот доллара, а в нем нужды нет.
Д.  Вяло работает мысль, но нельзя сказать, чтобы не хватало мыслящих людей.

3.  Редактирование с точки зрения специфики вопроса

Утверждение «между собаками и бешенством тесная связь» было бы слишком общим и даже загадочным, если бы имелось в виду констатировать, что собаки являются источ­ником бешенства.

4.   Редактирование с точки зрения краткости

В следующей формулировке краткость отсутствует:

В конце концов есть возможность избежать заболе­вания, известного под названием бешенства.

Обратите внимание, насколько более кратко, ясно и вы­разительно такое утверждение:

Бешенство можно искоренить.

Впрочем, ценность кратких формулировок относительна. Из нижеприводимых тезисов к докладу на тему о чертах иде­альной демократии первые более кратки, но вторые более характерны и конкретны:

А. Существует свобода речи.
Б. Существует свобода совести.
В. Существует выборное управление.
Г. Существует свобода в экономической жизни.

Или:
A. Каждый может говорить что хочет, не боясь тюрь­мы.
Б. Он может .ходить в любую церковь, или совсем не посещать ее.
B. Он сам решает, какие законы и люди должны уп­равлять им.
Г. Он может выбрать работу по своему усмотрению.