ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1. РАБОТА НАД КОНСПЕКТОМ

Единственная цель набросков не красота, не эффект­ность заранее написанной речи, а ее доходчивость при вы­ступлении. Работа над конспектом достигает этой цели, если ее проделывать, не боясь повторений и не забывая о назна­чении речи и о слушателях. Если вас сразу же удовлетворит первый проект, который придет в голову, лучше было бы со­всем его не составлять. Первоначальный полезный шаг к наилучшей систематизации - это составление без всякой классификации перечня фактов и соображений, которыми вы запаслись при подготовке. Затем нужно поработать над конспектом, отбирая главные положения и размещая под ними подчиненные. Далее критически проверьте всю струк­туру: выясните, что пропущено, и уберите все не относящее­ся к делу. Может случиться, что после составления первого конспекта понадобятся новые данные для одного или не­скольких пунктов.

При работе над конспектом необходимо придерживаться следующих девяти правил, которые предупреждают наибо­лее частые и серьезные ошибки учащихся при составлении конспекта и потому крайне для них необходимы.

1.   Пользуйтесь полным предложением

Существует два наиболее употребительных способа со­ставления конспекта: краткая запись одних только наимено­ваний пунктов и запись законченных предложений. Первый состоит в более или менее систематизированном сочетании слов и отдельных выражений, вызывающих в представлении оратора законченную мысль. Такой прием с успехом могут применять опытные ораторы, которые благодаря практике и широкому знанию предмета в состоянии полностью удерживать в памяти весь строй речи. Не без успеха его могли бы применить и новички, если бы они брали на себя труд точно и исчерпывающе определить мысль, заключенную в слове-наименовании. К сожалению, это бывает редко. Практиче­ски к первому способу многие ораторы прибегают, чтобы ук­лониться от систематического обдумывания. Кроме того, он непригоден в большинстве случаев на занятиях при подго­товке под наблюдением преподавателя или его ассистента, так как смысл отдельных слов и выражений часто бывает понятен только автору. Наименее всего он применим для агитационной речи, построенной на логической связи идей. Имеются существенные различия между обычным или подработанным конспектом, включающим законченные суждения, и конспектом-резюме. И тот и другой состоят из законченных суждений, но последний представляет собой исчерпывающее чисто логическое построение, в то время как в первом не ставится целью исчерпать все доводы в за­щиту основного положения. Если оратору кажется, что не­которые из доводов не требуются для данной аудитории, он может обойтись без них.

2.  Разделите конспект на три части

Введение. Даже в очень коротких речах необходимы две-три фразы, чтобы вызвать внимание, сформулировать и по­яснить свои намерения и вообще подготовить почву для вы­полнения задания. Эти вводные замечания нужно вкратце упомянуть в своем конспекте. Например:

I.   (Подход к теме.) Знаете ли вы действительно, что такое великий человек?

II.   (Конкретная цель.) Я хочу привести несколько фактов, раскрывающих образ великого человека.

III.   (Пояснение.) Эти факты имеют отношение не к его общественной деятельности, а к его частной жизни, так как мне посчастливилось лично знать данного человека как своего соседа.

IV.   (Предварительный образ основных пунктов глав­ной части.) Благодаря знакомству я узнал:

А. Что он представлял собой в молодости.

Б. Каков он как супруг и отец.

В. Каков он как друг.

Во многих случаях не все эти стадии развития необходи­мы; можно комбинировать две или три из них и менять по­рядок. Можно помедлить с пояснением своего замысла, что­бы обострить внимание слушателя. Именно поэтому в приве­денном выше примере долго не называлось имя великого человека.

Вступительные стадии, планирование главной части и за­ключения будут подвергнуты детальному обсуждению в гла­ве X «О плане информационной речи» и в главе XII «О плане агитационной речи». Здесь мы заняты только вопросами кон­спекта.

Главная часть. Разделы главной части речей, имеющих только развлекательное или познавательное значение, вклю­чают не все главные идеи и вспомогательные данные, кото­рые необходимо по возможности оттенить, а только сущест­венные, имеющие значение с точки зрения вызываемого ими интереса и создающие представление о предмете. Разделы главной части агитационной речи должны включать все до­казательства, доводы и другие данные, необходимые для дол­жного воздействия. Главная часть конспекта для обоих ви­дов речей должна быть достаточно детальная, чтобы в общем отметить все пункты речи.

Заключение. Заключение содержит короткие подытожи­вающие утверждения и другие завершающие замечания, на­значение которых обострить интерес и иным способом вы­звать желательный отклик аудитории. Каждое из заключи­тельных утверждений вкратце отмечается в конспекте.

3.  Применяйте общепринятый способ обозначений
Обозначение должно указать на главную, сочиненную или подчиненную роль раздела. Каждое обозначение должно быть помещено в конспекте в виде ясного абзаца.

Различное значение разделов показано в следующем при­мере:
 I. .....................................................
    А..................................................
        1. .............................................
           а............................................
              1)........................................
                  а)....................................

Три главных части конспекта обычно указываются терми­нами «введение», «главная часть», «заключение». Для них не нужны особые обозначения; таким образом, римская нумера­ция применяется только для главных разделов каждой из ча­стей:

Введение
I. .......................................................
II. ......................................................
    и т. д.

Главная часть
I. ......................................................
II. .....................................................
     и т. д.

Естественно, что вы наметите по крайней мере два разде­ла равного значения, но в некоторых особых случаях воз­можны исключения из правил. Тот или иной пункт иногда иллюстрируется лишь одним примером или одним подкреп­ляющим фактором:

I. Нет места своеволию в обществе, где интересы про­тиворечивы.
      А. Там, где начинается нос моего ближнего, конча­ется моя свобода размахивать руками.
II......................................................

Здесь, в сущности, мы имеем то, что принято называть речью из одного пункта, в которой один главный раздел представляет собой всю главную часть. Она характерна для кратких выступлении, когда только один довод или главная идея составляют сущность конкретного задания оратора или когда в его намерение входит обсуждение лишь одного вопроса. Но было бы неправильно отметить поставленную ора­тором цель как единственный раздел главной части.

4.  Размещайте разделы в соответствии с их подлинным взаимоотношением
Это самое важное и чаще всего нарушаемое правило кон­спектирования речи. Нельзя подчинить один пункт, по суще­ству, другому, только механически поставив его в подчинен­ное положение. Хороший способ проверить правильность оп­ределения роли каждого пункта заключается в следующем. Посмотрите, подойдет или не подойдет подчиняющий союз (потому что, поскольку и т. д.) между одним пунктом и другим, поставленным в подчиненное положение, и подойдет ли сочиняющий союз (и, но, или) между двумя равнозначны­ми пунктами. Пример:

Неправильно:
I.  Хороший игрок в гольф смотрит на мяч. (и)
II.  Взгляд, устремленный вверх до того, как клюшка коснется мяча, выведет корпус игрока за линию размаха... (так как)
А. Если размах будет не в надлежащей линии, со­прикосновение с мячом произойдет под углом, благодаря чему мяч будет срезан или скошен.

Правильно:
I. Хороший игрок в гольф смотрит на мяч....................................(так как)
А. Взгляд, устремленный вверх до того, как клюш­ка коснется мяча, выведет корпус игрока за ли­нию размаха ......................... (и)
Б. Если размах будет не в надлежащей линии, со­прикосновение с мячом произойдет под углом, благодаря чему мяч будет срезан или скошен.

Чтобы не казалось, что правильное соотношение идей только самоцель и вызвано стремлением к внешнему совер­шенству, проверьте и убедитесь, что приведенное выше правильное соотношение является прямым результатом логиче­ского рассуждения. При логически проверенном соотноше­нии каждая последующая идея будет более ясной и для ора­тора и для слушателя.

Если можно соединить одно утверждение с другим, по­ставленным в подчиненное положение, посредством слов а потому, надо думать, они даны в обратном, неправильном порядке.

Неправильно:
I. Многие беспомощные жертвы бедствия возлагают свои надежды только на Красный Крест (а потому) 
А. Наш долг оказать ему поддержку.

Правильно:
I. Наш долг оказать поддержку Красному Кресту .......................................................(потому что)
А. Многие беспомощные жертвы бедствия возлага­ют свои надежды только на него.

Разумеется, при произнесении речи нет нарушения, если подтверждающий факт будет приведен раньше, чем положе­ние, подлежащее доказыванию. Но безукоризненно состав­ленный конспект позволит оратору и слушателю иметь яс­ное представление, что к чему.

Если размещение пунктов неправильно, то исправить его можно двумя способами:а) простым изменением их роли и последовательности или б) новой формулировкой одного или более пунктов, чтобы их соотношение стало правильным.

5.  Пользуйтесь только одним обозначением перед каждым суждением и только одним суждением после каждого обозначения

Ошибка, состоящая в применении двух обозначений, поч­ти всегда указывает на какой-то пробел в мышлении орато­ра. Слушатель не всегда в состоянии его восполнить.

Неправильно:
I.   А.  «Маленькая красная школа» прошлых вре­мен была бедно обставлена.
    Б. Часто она была переполнена.
    В. 1. Учителя плохо оплачивались.
        2. Обычно они плохо были подготовлены.
        3. Часто они бывали перегружены.

Правильно:
I. «Маленькая красная школа» прошлых времен име­ла много недостатков.
    A.  Она была плохо обставлена.
    Б.  Часто бывала переполнена.
    B.  Обучение стояло на низком уровне.
         1. Учителя плохо оплачивались.
         2. Обычно они были плохо подготовлены.
         3. Нередко они бывали перегружены.

Ошибка, заключается в применении более чем одного суждения при одном обозначении,- обычный результат по­верхностной систематизации.

Неправильно:
А. Рак кожи - наиболее легко излечимый вид рака при условии применения надлежащих мер предо­сторожности.
.      1.............................................
       2. Нужно относиться с осторожностью к родинкам и бородавкам. Они могут перейти в рак. Боль­шинство из них не опасно, но если они разраста­ются или значительно видоизменяются, необхо­димо обратиться к врачу, который сможет успеш­но их удалить.

Правильно:
А. Рак кожи -- наиболее легко излечимый вид рака при условии применения надлежащих мер предо­сторожности.
      1..............................................
      2. Родинки и бородавки не представляют угрозы, если проявить осторожность.
            а)  Большинство из них не опасно.
            б)  Если посоветоваться с врачом немедленно по­сле того, как станет заметно существенное внешнее изменение родинки или бородавки, то он сможет успешно удалить ее.

6.  Тезис должен быть достаточно подкреалсн вспомогательными пунктами, расположенными под ним

Конечно, правило одинаково применимо к взаимоотноше­нию тезисов и конкретного задания. Если подтезисов для речи, не преследующей агитационной цели, достаточно, то, значит, достаточно материала, который вызывает интерес и вносит в вопрос должную ясность. В речи агитационного ха­рактера это означало, что подтезисов достаточно, чтобы склонить слушателя к тому или иному убеждению.

В агитационной речи, имевшей целью доказать, что боль­шее число фермеров США должно заняться сельским хозяй­ством на Аляске, студент развивал третий главный раздел речи следующим образом.

III.  На Аляске много хороших земель, которые не­трудно получить.
      A.  Для сельского хозяйства еще имеется простран­ство, равное территории Южной Каролины.
      Б.  Большая часть этих земель может пойти под участки для переселенцев.
      B.  Достижения фермера Пауля Саткоса из Ричмон­да (штат Виргиния) показывают, как много дру­гих фермеров добились бы успеха, если бы заня­лись хозяйством на Аляске.

Подтезисов здесь недостаточно. Такая аргументация только внешне кажется приемлемой. В ней недостает суще­ственно важного подтезиса. Не один, так другой критически настроенный слушатель, особенно если он имеет опыт в сельском хозяйстве, может сказать: «Пожалуй, все преиму­щества налицо, но я не убежден, что еще осталось много или хоть сколько-нибудь хорошей земли». Ясно, что необходим еще четвертый подтезис, отвечающий на данный вопрос.

7.  Избегайте суждений сложных и с разным содержанием

Неправильно:
1.  Много новых областей открывается в медицине, и большинство из них подходит для женщин-врачей.

Правильно:
1   Много новых областей открывается в медицине.
2.  Большинство из них подходит для женщин-врачей.

Впрочем, чтобы избежать многословия и сократить объем конспекта, краткие данные могут быть перечислены при по­мощи слов и выражений, помещаемых в виде столбца. На­пример:

А. Китайский философ Лин Ю-тан утверждает, что современный человек, ищущий внутреннего удов­летворения, должен преодолеть три большие суеты:
1.  Суету богатства.
2.  Суету славы.
3.  Суету власти.

8.  Избегайте частичного совпадения разделов для их несовместимости.

В следующем примере подраздел Д частично совпадает со всеми остальными и несовместим с ними, так как он гово­рит о следствиях причин, указанных в других подразделах.

I. Есть несколько важных причин, объясняющих, по­чему большинство молодежи не слушает симфони­ческую музыку.
A. Чтобы оценить симфоническую музыку, надо на­учиться ее слушать.
Б. Большинство молодежи не использует немногих предоставляющихся возможностей ее послушать.
B.  Жизнь молодых людей в обществе тесно связана с, так называемой, легкой музыкой.
Г. На молодежь оказывает влияние предрассудок, что симфоническая музыка «весьма умственная».
Д. Симфоническая музыка раздражает молодежь.

9.  Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов

Главная слабость вопросительных формулировок в конс­пекте заключается в том, что они не указывают на свое от­ношение к главному и подчиненному тезисам. С одной сто­роны, сам по себе вопрос -- не тезис, подлежащий доказыва­нию, поскольку в нем ничего не утверждается. А с другой --он не может служить опорой для главного тезиса, так как не содержит определенной констатации. Вопрос --это вступи­тельный шаг, если начать речь надо только с него. Вопросы бывают весьма целесообразны при переходах от одного к другому по мере развития речи. Но конспект -- логическая конструкция и должен содержать не вопросы, а ответы.
 

Допустимо:
Введение
I. (Вступительный шаг.) Что стали бы вы делать, если бы вам сказали, что в 1956 г. в США произойдет фашистский переворот?

Неправильно:
Главная часть
I. I. Какую роль играл сахар в питании американского населения?
      А. За 160 лет его потребление поднялось с 70- фунтов до 100 фунтов на человека в год. И т. д.

Главный тезис здесь только ступень для перехода. Необ­ходим специальный ответ на содержащийся в нем вопрос.