ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


4.1. Виды авторитетных ссылок

В общем существуют три вида авторитетных утвержде­ний: а) утверждения, покоящиеся на авторитете самого ора­тора, б) утверждения, в основе которых лежит обществен­ное мнение, в) утверждение сведующих лиц.

а)  Авторитет оратора

В течение некоторого, а иногда довольно долгого времени слушатели не могут знать, добросовестно ли или произволь­но оратор обращается с фактами, которые он докладывает. Чтобы поверить ему на слово, им нужно или лично знать выступающего, или положиться на его репутацию и опыт. Оратор не может просто исходить из незыблемого предложе­ния, что он обладает правом на доверие. Он уподобился бы тому юристу, который на предложение представить данные, что он лучший адвокат в городе, ответил: «Да мне и не нуж­но доказывать: я из этого исхожу». Часто оратору после того, как он занял трибуну, приходится завоевывать доверие аудитории словами, внешними данными, манерами. Лучший способ - в действительности обладать качествами, внуша­ющими доверие, т. е. быть добросовестным, прямолинейным, объективным и хорошо знать предмет. Иногда бывает умест­но и небесполезно в скромных выражениях дать понять, что обладаешь особой квалификацией и что имеешь право вы­ступить по вопросу.

Многие утверждения находят обоснования только в авто­ритете оратора. Иначе и не может быть, принимая во внима­ние хотя бы ограниченное время, не говоря уже о других причинах. В этом можно убедиться, прослушав не одну речь. Даже в агитационной речи не все, что говорит оратор, явля­ется очевидным или доказанным.

Но в любом спорном вопросе, когда у слушателей нет оснований считать оратора сведущим или незаинтересованным лицом, он должен принять на себя труд несколько боль­ший, чем изложение собственных взглядов, и ему понадобят­ся доказательства.

б)   Общественное мнение

Вторым по своему значению является авторитет обще­ственного мнения. Оно включает все, начиная с официаль­ных данных, например, об итогах голосования, о результатах массового опроса и изучения анкет и кончая народной муд­ростью, выраженной в поговорках и обычаях, а также мно­гими очевидными и основанными на здравом смысле сообра­жениями, представляющими для слушателя бесспорную ис­тину.

Как будет видно при обсуждении методов логической мо­тивировки в главе XI, значительная часть обоснований в аги­тационной речи представляет доводы, исходящие из аксио­матического или принципиального положения; дело обстоит именно так и не иначе, поскольку данная оценка совпадает с совокупностью везде и всюду признаваемых «истин». Бо­лее того, такие истины не всегда приводятся; они считаются совершенно неоспоримыми для оратора и слушателя, как на­пример в утверждении, что один образ действий правитель­ства лучше, чем другой, только потому, что он более демок­ратичен. Здесь оратор исходит из молчаливо признаваемого принципа, что демократический образ действий лучше при всех условиях.

Многое из того, что считается формальной логикой, пред­ставляет сложный продукт незыблемой народной мудрости. Равным образом трудно бывает различать, что принимается как основанное на авторитете оратора и что принимается только потому, что совпадает с мнением большинства. Каж­дое личное наблюдение и голословное суждение оратора может стать для слушателя приемлемым как мнение всех здравомыслящих людей: в этом и заключается сила подлин­ного красноречия. Следующий отрывок, взятый из похваль­ного слова, посвященного Даниэлем Уэбстером красноречию Джона Адамса, показывает и раскрывает содержащуюся в речи оратора мощь народной мудрости.

Подлинное красноречие в действительности кроется не в речи как таковой. Оно не приходит откуда-то из­вне. Немало потребуется ученья и труда, чтобы овла­деть им, но все будет напрасно. Словами и фразами можно распоряжаться любым образом, но в них еще не заключается подлинное красноречие. Красноречие -• в самом человеке, в существе речи и в сложившейся об­становке... Оно рождается, если ему суждено возник­нуть, подобно роднику, пробивающемуся из недр зем­ли, подобно огненному извержению вулкана; оно воз­никает с первозданной мощью стихии... (Речь, посвященная памяти Джефферсона и Адамса.)

В следующей выдержке из речи Генри Уарда Бичера об­ращает на себя внимание то, как оратор взывает к житей­скому опыту и переживаниям слушателей:

Невыразима сладость в голосе отца, в голосе мате­ри, в голосах домочадцев! Ни одна музыка многострун­ных инструментов, взятых вместе, не сравнится с гар­монией семейной любви, которая слышна, когда гово­рят сестра или брат, отец или мать.

Многие пословицы и изречения: «Учись, чтобы жить, и живи, чтобы учиться», «Послушание -- залог успеха»,-- а так­же стихотворные строчки: «Не темнота то, а невежество», «Предмет познания для человечества -- сам человек» -- и другие ссылки на литературу и народную мудрость благода­ря частому употреблению приобрели значение общественно­го мнения. Беда в том, что они или истинны только наполо­вину, или крайне затасканы.

Ссылка на то, что думают люди, имеющие много общего с вашими слушателями,- пример явного обращения к обще­ственному мнению. Агенты по распространению печатных изданий, энциклопедий и так далее почти всегда указывают на пользу, какую получили ваши соседи, последовавшие их рекомендации, и при случае даже назовут их фамилии. Вам, конечно, знакомы призывы оказать поддержку какому-ни­будь начинанию:

А теперь посмотрим, что делают студенты универси­тета Джонса...

Такова уже укоренившаяся вера в демократию и просто­го человека, что для нас гораздо важнее мнение «человека с улицы», чем взгляды специалиста в обсуждаемой проблеме. Во многих вопросах мы стремимся первым делом узнать мне­ние друзей. «Послушай, Джордж, а ведь книжка Хемингуэя, которую рекомендовал профессор, чертовски интересна»,--скажет классный товарищ и этим убедит вас прочесть ее, тогда как рекомендации со стороны преподавателей литера­туры могут оказаться безуспешными.

Некоторые любят первыми «сунуться в воду»; большинст­во предпочитает воспринимать новые идеи только после того, как их восприняли другие. Разумный агитатор поэтому всегда сошлется на прецедент и укажет, что его предположе­ние уже не ново: «Рекомендуемый мной план представляет собой осуществление принципа, который мы все признаем и проводим на деле». Самый эффективный прием порицания, каким пользовались противники «нового курса», заключался в указаниях, что относящиеся к нему законопроекты -- не­проверенные, дикие теории, выдуманные «мозговым тре­стом» чудаков, людей без всякого практического опыта. Надо быть всегда готовым встретиться с этим довольно обычным, хотя часто и неубедительным, видом возражений на всякое новое предложение.

в)  Авторитет сведущих лиц

В некоторых речах ссылка на заключение эксперта -- на­иболее важная, особенно, когда речь идет о новом или тех­ническом предмете, в котором оратор имеет весьма малый опыт. Студент или неспециалист, готовясь к докладу по воп­росам экономики, обществоведения, истории, археологии, биологии или управления промышленным предприятием, не обойдется без помощи сведущих лиц. Крейтон, Селлерс и Джонс в своих работах по логике постоянно ссылаются на авторитет Аристотеля, Джона Локка, Джона Стюарта Мил-ля и многих других. То же самое можно сказать почти о каждом писателе или ораторе, которые сами являются авто­ритетами в своей области.

Привести в речи авторитетное мнение •- вопрос не только ее доходчивости, но и этики оратора. Было бы прямым пося­гательством на истину, если бы оратор вторгся в область сложных экономических, социологических и иных вопросов и при этом пренебрег необходимостью познакомить аудито­рию со взглядами специалистов. Обычно следует назвать ис­точник авторитетного мнения, и часто приведение цитаты представляется наиболее впечатляющим способом. Но если цитирование отнимает больше времени, чем это нужно по значению приводимого мнения, уместно и даже лучше огра­ничиться простым пересказом. Можно также в краткой фор­ме передать основную мысль, выраженную в книге или жур­нальной статье.

Карл Сандберг в биографии Авраама Линкольна присоединяется к мнению других новейших биографов, что Линкольн вышел из лучшей среды и впоследствии далеко не так нуждался в окультуривании, как это при­нято думать.

Если речь от начала до конца состоит из изложения или анализа работы одного человека, необходимо в сообщении о теме доклада прямо заявить: «Я постараюсь вкратце ознако­мить вас с произведением Фэрфильда Осборна «Наша ограб­ленная планета». Конечно, вряд ли допустимо, чтобы в осно­ву речи был положен только один источник.