Приложение 9                                                                       
В Общественную палату Российской Федерации
                                                                      БРЕЧАЛОВУ А.В.
 
от Гречишникова Л.В. (экономист по труду, до пенсии – сотрудник Минэкономики России, к.э.н.)
 
Здравствуйте, Александр Владимирович!
 
Согласно публикации в «Российской газете» (17.06.14 г., стр. 2), взят курс на превращение Общественной палаты (далее – ОП)  в  «национальную экспертную площадку» и «реальный рабочий орган общественного контроля».
 
Обращаюсь к ОП с такими просьбами.
 
1. Организовать независимую (от органов власти) экспертизу  законов и т.п. (о них – ниже) на предмет их соответствия Конституции, правам человека, интересам общества, страны.
 
2. Сделать всё возможное для исправления этих решений госорганов (если они будут признаны необоснованными).
 
Об этих законах и т.п. - в прилагаемом открытом письме госорганам и РАН от 02.10.14 г., озаглавленном: «НОНСЕНС» - НАРАСТАЕТ?» (передано в экспедиции адресатов 02.10.14 г).
 
В нём – о том, почему эти решения не поддаются обоснованию ни с экономической, ни с социальной, ни с чисто правовой (и т.д.) точки зрения. О том, что ими, убеждён, нарушаются Конституция страны, права человека. О том, что они «работают» на массовую малообеспеченность населения, на просто-таки зашкаливающее расслоение общества по уровню доходов, на громадную преступность в стране. И т.д.
 
Главное в письме: эти решения «бьют» по людям труда, по трудовому потенциалу страны.  А значит, - по экономике, по обществу, стране в целом. Ведь это – главное богатство общества, его главный экономический ресурс. Можно сказать, - «фундамент» России. Образно говоря, решения эти – это целая «атака» на него. Из-за этих решений, убеждён, часть людей труда деградирует, деквалифицируется. Трудовой потенциал страны уменьшается.
 
Самый наглядный пример этих решений – это ЗАКОНЫ О МРОТ. Ими ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ внедряется «зарплата», «вознаграждение» за труд, которые даже меньше прожиточного минимума (далее – ПМ). То есть меньше (!) МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО для сохранения здоровья и трудоспособности рабочих и специалистов.
 
И внедряется такое «вознаграждение» за труд весьма «успешно». В России «зарплата» меньше ПМ – у каждого ПЯТОГО работника («Российская газета», 15.08.14 г., стр. 3).
 
Понимают неприемлемость такой «зарплаты» и во власти. Вот мнение едва ли не главного в системе власти «зарплатчика», министра этого профиля, Топилина М.А. (см. сообщение об этом в интернете): «Платить МРОТ ниже прожиточного минимума - это нонсенс». Но, увы.
 
Другой, тоже весьма наглядный, пример – это решения о минимальном размере ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ. В интересах общества, - чтобы из периода безработицы рабочие и специалисты выходили в трудоспособном состоянии. Но при пособии от власти это НЕВОЗМОЖНО.  Такое пособие – это, убеждён, тоже прямое нарушение конституционного права человека. На этот раз - на защиту от безработицы. 
 
Даже ныне –  это лишь 850 руб. А в своё время – 100 руб. По 3,3 руб. (100:30) - в расчёте на день. Такое пособие – ПОЧТИ У ПОЛОВИНЫ зарегистрированных безработных граждан (по состоянию на 2009 год, более поздними данными не располагаю). Ранее же – у до почти ДВУХ ТРЕТЕЙ. А возможность участия в оплачиваемых общественных работах предоставляется безработным гражданам далеко не всегда и не везде.
 
Ныне пособия хватает (в расчёте на день) лишь НА ОДНУ поездку в городском транспорте (850:30=28,3 руб.). К примеру, - до кладбища (если оно – в черте города). А на обратную дорогу – уже и нет. При этом на иждивенцев не доплачивается, сколько бы их в семье безработного гражданина ни было.
 
О ДРУГИХ решениях (других составляющих «атаки» на трудовой потенциал страны) – см. в прилагаемом письме.
 
В нём -  и вот эти предложения о НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОМ исправлении этих решений.
 
1. Установить МРОТ, который БОЛЬШЕ официального (по мнению независимых экспертов, - сильно заниженного) ПМ.
 
2. Намного увеличить минимальное пособие по безработице. По крайней мере, - для тех безработных граждан, которым не предоставлена возможность участвовать в оплачиваемых общественных работах. Восстановить доплату к нему на иждивенцев.
 
3. Начать защищать от безработицы тех рабочих и специалистов, которые не имеют работы и (или) заработка и т.п. и нуждаются в них. Платить пособие по безработице:
 
- отправленным организациями в длительный неоплачиваемый «отпуск»;
 
- тем, кому подолгу не платят за работу, чей труд фактически не вознаграждается.
 
С последующим возмещением (пусть и не сразу) организациями (нарушающими Конституцию в части обязательности вознаграждения за труд)   бюджетных расходов на выплату этим безработным гражданам пособия по безработице и т.п.
 
4. Закрепить в Законе о занятости определение занятости в экономике (занятости экономической деятельностью), из которого однозначно вытекало бы, что заработок и т.п. – это необходимое условие занятости в экономике, БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ИСКЛЮЧЕНИЙ.
 
 5. Закрепить в Законе о занятости и Трудовом кодексе определение понятия «рабочее место» в значении ВСЕГО необходимого для занятости, из которого однозначно вытекало бы, что работа и заработок и т.п. – это НЕОБХОДИМЫЕ составляющие рабочего места.
 
 6. Внести в Закон о занятости, Трудовой кодекс и другие нормативные акты изменения и дополнения, которые вытекают из предложенного в пунктах 3-5.
 
Был бы признателен за ответ на просьбы к ОП (абзацы 1-3 настоящего письма).
 
Готов к сотрудничеству с ОП. В меру своих «пенсионерских» сил.
 
Приложение: на 8 листах.
 
С пожеланием трудовых успехов,
                                                                          Л. Гречишников
 
15.10.14 г.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 10
 
Секретарю Общественной палаты Российской Федерации БРЕЧАЛОВУ А.В.
 
Общественным палатам в регионах РФ, общественным организациям, НИИ,  вузам, СМИ (по списку)
 
Президенту Российской Федерации ПУТИНУ В.В., в Правительство Российской Федерации  МЕДВЕДЕВУ Д.А., Государственную Думу НАРЫШКИНУ С.Е.,  Совет Федерации  МАТВИЕНКО В.И., Минтруд России ТОПИЛИНУ М.А.
 
от Гречишникова Л.В. (экономист по труду, до пенсии – сотрудник Минэкономики       России)
 
Открытое письмо
 
ОБ ОБРАЩЕНИИ К БРЕЧАЛОВУ А.В.
 
К  обращению этому (оно от 15.10.14 г., вх. № 22761-п, прилагается) «подвигла» публикация в «Российской газете» (17.06.14 г., стр. 2). Под заголовком: «Кадры Бречалов стал новым секретарём Общественной палаты Пришёл с фронта».
В ней, в частности, – о таких планах руководства Общественной палаты (далее – ОП): «Из гламурной площадки мы ставим себе задачу стать национальной экспертной площадкой. Палата должна превратиться в реальный рабочий орган общественного контроля».
Обращение от 15.10.14 г. – строго «на эту тему». Увы. Прошло почти 2 месяца, но нет даже ответа на него. Ничего не дали и длительные (начиная с 21.11.14 г.) ТЕЛЕФОННЫЕ попытки  узнать о «судьбе» обращения.  Справочная Казённого учреждения «Аппарат Общественной палаты РФ» отсылает к телефону 221-83-58, по которому не отвечают.
Финал этих телефонных попыток (подробности опускаю) таков. Ответственный работник этого Казённого учреждения Орлов В.И. 26.11.14 г. пообещал, что позвонит по этому вопросу автору обращения «на следующей неделе» (то есть 1-5.12.14 г.). Но звонка от него так и не дождался.
То есть, планы у руководства ОП хорошие, но вот приведённые выше факты, думается, с ними явно не согласуются. И, конечно же, факты эти не добавляют авторитета ни ОП в целом, ни её новому секретарю, ни её Казённому Аппарату.
 
В обращении от 15.10.14 г. к Бречалову А.В. – 3 просьбы к ОП.
 
1. Организовать независимую (от органов власти) экспертизу  законов и т.п. (о них – ниже) на предмет их соответствия Конституции, правам человека, интересам общества, страны.
 
2. Сделать всё возможное для исправления этих решений (если они будут признаны необоснованными).
 
3.  Дать ответ на две первые просьбы.
 
К обращению приложено открытое письмо госорганам и РАН от 02.10.14 г., озаглавленное: «НОНСЕНС» - НАРАСТАЕТ?» (передано в экспедиции адресатов 02.10.14 г.).
 
В них – и о том, почему, по мнению автора обращения, эти законы и т.п. не поддаются обоснованию. Ни с экономической, ни с социальной, ни с чисто правовой точки зрения.
 
Почему, убеждён, они - вразрез с Конституцией. Почему «работают» на ухудшение трудового потенциала (главного экономического ресурса, можно сказать, - «фундамента» страны), на просто-таки зашкаливающее расслоение общества по уровню доходов, на массовую малообеспеченность населения и на другие острейшие проблемы России.
 
К примеру, - ЗАКОНЫ О МРОТ. Ими Правительство, Госдума, Совфед и т.д. ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ внедряют «зарплату», «вознаграждение» за труд, которые (!) ДАЖЕ МЕНЬШЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА  трудоспособного человека (далее – ПМ).
 
То есть меньше (!) МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО для сохранения здоровья и трудоспособности рабочих и специалистов. В своё время МРОТ – 83, 49 руб. Раз В 10-15 МЕНЬШЕ ПМ.
 
ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ же МРОТ в России, убеждён, «бил» не только по самым низкооплачиваемым людям труда, но и по педагогам, врачам, учёным и другим бюджетникам. Поскольку являлся ИСХОДНОЙ БАЗОЙ при определении размера их зарплаты.
 
И внедряется такая «зарплата» (которая меньше минимально необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда) весьма «успешно». В России «зарплата» меньше ПМ – у каждого ПЯТОГО работника («Российская газета», 15.08.14 г., стр. 3).
 
Знают о неприемлемости такой «зарплаты» и во власти. Вот мнение едва ли не главного в системе власти «зарплатчика», министра этого профиля, Топилина М.А. (см. сообщение об этом в интернете): платить МРОТ ниже прожиточного минимума - это нонсенс.
 
Но, увы. «Нонсенс» этот даже нарастает. «С лёгкой руки» власти. Если в I-м квартале ПМ (даже ОФИЦИАЛЬНЫЙ, который, по оценкам независимых экспертов, СИЛЬНО ЗАНИЖЕН)  был больше МРОТ (!) почти НА 50%, то во II-ом – уже (!) почти НА 60%.
 
Постановления Правительства о ПМ в III-м квартале 2014 г. ещё нет. Но понятно, что ПМ в III-м и IY-м кварталах 2014 г. больше, чем во II-м квартале 2014 г. Цены-то на составляющие ПМ растут. И значит, - ПМ во II-м полугодии 2014 г. превышает МРОТ УЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЧТИ НА 60%.
 
Установленное же властью увеличение с 01.01.15 г. МРОТ столь незначительно, что говорить о сколь-нибудь существенном решении созданной властью проблемы  МРОТ и обусловленных им «зарплат» не приходится.
 
О других, убеждён, необоснованных решениях высшей российской власти (подобных законам о МРОТ) - в обращении от 15.10.14 г. и открытом письме от 02.10.14 г. (которые прилагаются).
 
Просьбы к ОП, к Бречалову А.В. те же.
 
1. Организовать независимую (от органов власти) экспертизу  законов и т.п. (о которых в обращении от 15.10.14 г. и открытом письме от 02.10.14 г.) на предмет их соответствия Конституции, правам человека, интересам общества, страны.
 
2. Сделать всё возможное для исправления этих решений госорганов (если решения будут признаны необоснованными).
 
3.  Дать ответ на две первые просьбы.
 
Приложение: на 10 листах.
                                                                                                             Гречишников Л.В.
09.12.14 г.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 11
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АППАРАТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
125993, Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1, тел./факс: (495) 221-8363, факс: (495) 251-6004, сайт: www.oprf.ru
 
 
04 дек. 2014 г. № 5ОПК-5/22761-П, 26901-П
                                                                                            ГРЕЧИШНИКОВУ Л.В.
 
 
Уважаемый Леонид Васильевич!
 
Ваши обращения, адресованные секретарю Общественной палаты Российской Федерации, по его поручению рассмотрены Комиссией по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК.
Сложно не согласиться с Вами с многими из приводимых Вами доводов.
Вместе с тем, положительно решить все вопросы, которые Вы ставите, в ближайшее время не представляется возможным. В наш адрес поступает много аналогичных просьб и предложений, все они внимательно рассматриваются и учитываются при подготовке мероприятий Общественной палаты Российской Федерации, и заключениях на проекты федеральных законов, в рамках деятельности комиссий.
Надеемся, что предпринимаемые Общественной палатой Российской Федерации меры помогут подойти к решению беспокоящих Вас проблем.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
 
С уважением,
первый заместитель
председателя Комиссии                                  Д.А. Чугунов