ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


5. ВИДЫ ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Материалы этого раздела не будут иметь непосредствен­ного отношения к вам при подготовке первых речей. Но прежде чем вы значительно продвинетесь в предмете, целе­сообразно ознакомиться с четырьмя типами подготовки к произнесению речи, с достоинствами и недостатками каждо­го из них.

Речи могут быть: 1) написаны полностью и заучены на­изусть, 2) написаны полностью и прочитаны по рукописи, 3) сказаны экспромтом и 4) сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания. Заучивание наизусть применяется при чтении лекций, при произнесении проповеди, при обстоятельствах, имеющих особо официаль­ный характер, а также в других случаях, если у оратора для этого достаточно времени. Чтение по рукописи чаще всего имеет место при выступлениях по радио, в политических кампаниях, перед группой ученых-специалистов. Импровизи­рованная речь вызывается требованием момента. Она часто произносится на неофициальных собраниях, на заседаниях комиссий и может заменить подготовленную речь.

Речь, не записанная полностью, но с предварительной подготовкой, чаще всего произносится на занятиях, для лиц, овладевающих искусством публичного выступления (и реко­мендована выше для начального курса). В данном случае на­мечается цель выступления; планируется материал и спосо­бы его подачи; вырабатывается план речи во всех деталях и составляется конспект в соответствии с обычной системой тезисов и подтезисов. Такую речь можно подвергнуть пред­варительной устной проверке. Не говоря о законченных ора­торах, следует порекомендовать всегда проводить такие ре­петиции по нескольку раз, прежде чем выступить перед-пуб­ликой. Речь подобного типа допускает поправки в расчете на меняющиеся условия восприятия аудитории. Текст не фик­сируется раз и навсегда, как при заучивании наизусть.

Конечно, указанные здесь различия четырех типов речи носят несколько академический характер. Импровизация мо­жет оказаться удачнее, чем заранее подготовленная или за­ученная речь, если оратор, выступающий экспромтом, имеет многолетний опыт в обсуждаемом вопросе. Нередко подго­товленные речи благодаря частому повторению почти полно­стью запоминаются наизусть. Следуйте советам преподава­теля, на каком типе речи остановиться. Он, возможно, поре­комендует испытать себя во всех четырех типах. Впрочем, надо знать преимущества и недостатки каждого из них.

1.  Преимущества и недостатки заученной наизусть речи
Заученная речь и речь по записи чаще всего рекоменду­ются в политических выступлениях и при всех обстоятельст­вах, где неосмотрительное словоупотребление может дорого обойтись оратору. Запоминаемая речь, так же как и речь по записи, обязывает к тщательному составлению текста. Но написанная речь может оказаться далеко не подходящей для выступления. Она обычно не столь прямолинейна, проста и выразительна, как устная. Кроме того, большинство орато­ров далеко не склонно менять слова, раз они закреплены на бумаге. Заученную речь легче повторить, чем только подго­товленную; ее длительность может быть точно рассчитана. В совершенстве заученная, она освобождает оратора от вопро­сов, связанных с ее устной подачей. Но запоминание не всегда бывает безупречным, и, таким образом, опасность «застопориться» больше, чем в речах подготовленных, но не заученных. Точный словесный текст труднее воспроизвести, чем самые идеи, и нарушение плавного течения заученной речи особенно рассеивает внимание.

2. Преимущества и недостатки речи по записи
Единственное преимущество такой речи перед заученной только в том, что она освобождает память от напряжения. Недостатки же ее характеризуются тем, что, не считая слу­чаев, когда заранее написанным текстом пользуются с иск­лючительным умением, она звучит как чтение, а не как жи­вое слово. Запись представляет как бы барьер между орато­ром и слушателями: глаза скользят по строчкам, время от времени бросается беглый взгляд на публику. Это отвлекает, оратора от текста: в результате отрывистая речь. При прохождении курса главная причина, заставляющая избегать чтения написанной речи, заключается в том, что никогда нельзя добиться непосредственного общения оратора с ауди­торией. Впрочем, для упражнений в пользовании голосовы­ми средствами и в искусстве выразительного чтения речь по записи часто представляет известную ценность.

3.  Преимущества и недостатки импровизации
Импровизация часто поощряет у большинства самоуве­ренных и бойких студентов желание заменить тщательную подготовку минутной стряпней. Это главный ее недостаток с педагогической точки зрения. Но, с другой стороны, она при­учает студента самостоятельно мыслить и, поскольку боль­шинству иногда предлагают выступить без подготовки, неко­торый опыт, приобретенный в этом направлении, помогает выработать уверенность в себе. Занятия по проведению групповых дискуссий, разумеется, включают выступления без подготовки.

4.  Преимущества и недостатки речи с предварительной подготовкой
Преимущества этих речей уже были указаны. С одной стороны, они приучают начинающего организовать свои идеи для устного высказывания, самостоятельно мыслить, налаживать общение с аудиторией, говорить непринужден­но, с непосредственностью, обычной в разговорной речи, и приноравливать речь к слушателям. С другой стороны, они могут отбить охоту к бережному обращению с языком и все­лить слишком большие надежды на вдохновение. При этом оратор часто опускает важный вопрос, отклоняется в сторо­ну от основной идеи и затягивает время.

Хотя речи такого вида подвержены указанным недостат­кам, они представляют наиболее приемлемый тип при изуче­нии основ искусства речи. Наилучшие результаты достига­ются, если предварительно составлен детальный конспект и затем речь воспроизводится устно. Начинающий оратор дол­жен особенно хорошо освоить вступление и заключение речи: их труднее всего создавать на ходу и без подготовки. Некоторые преподаватели запрещают употребление лю­бых записей. Конечно, следует по возможности обходиться без них, Но если вы пользуетесь записями, они, как уже было сказано, должны состоять только из основных слов и фраз, написанных крупно, чтобы их легко можно было про­честь.
 


Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление