ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.2. Информационная речь

Задача информационной речи не только пробудить любо­знательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование -- это движение; описание расчленяет пред­мет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в дейст­вии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт. Например:

Повествование: Экспедиция адмирала Берда на Юж­ный полюс. Жизнь домашней мухи. Поиски урана. Рост и упадок корпорации.

Описание: Интересный состав хорошей почвы. День высадки в Европе с высоты птичьего полета. Жизнь в стратосфере. Дом римского гражданина.

Объяснение: Как роятся пчелы. Игра в хоккей. Что вдохновляет политика. Смысл буддизма.

Ощущение движения, вызываемое повествованием, конкуретность, характерная для описания, и закономерный порядок, присущий объяснению,- наиболее важные черты речи, имеющей познавательное значение. Изложение меропритий, которые отдают преступника во власть правосудия, 'приобретет оживленный характер, если ему придать форму повествования под названием «Последние дни убийцы».
Информационная речь должна отвечать следующим требованиям.

а)  В ней не должно быть ничего спорного

В информационной речи любой вопрос находит свое раз­решение при соблюдении двух условий. Вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлин­ную правду. Он не может вызывать спора: верить или не верить и что делать.

б)  Она должна вызывать пытливость

Характерная для информационной речи черта заключает­ся в том, что она пробуждает любознательность слушателя. Если заранее не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, ваш долг поставить их. Как это сделать и о многом другом, связанном с построением инфор­мационной речи, говорится в главе X.

в)  Она должна удовлетворять запросы слушателя

Другая ваша обязанность заключается в ответе на все поднятые вопросы, который удовлетворил бы слушателя. Нельзя браться за доклад об устройстве атома, если вы не проработали эту сложную проблему до предельной ясности.

г)  Сообщение должно быть актуально

В основе интересов слушателя лежат факты, их значе­ние, процессы, принципы и события сами по себе. Но инте­ресы могут возникать и в связи с практическими запросами, поскольку они имеют непосредственное отношение к заняти­ям слушателя, его домашнему быту, религии, отдыху, к по­литическим взглядам или его общественной жизни. С одной стороны, информационную речь едва ли можно отличить от развлекательной, так как в ней содержатся в большом объе­ме элементы, вызывающие интерес: конкретность, новизна, конфликт, контраст и, возможно, юмор. Пример: волнующая новая повесть. А с другой стороны, информационная речь приближается к агитационной. Например, доклад о росте цен сам по себе приковывает внимание аудитории из домаш­них хозяек к экономическим проблемам. В той же аудитории беседа о полиомиэлите уже содержит в себе призыв к реше­нию жизненно важного вопроса для семьи. При всех услови­ях речь, имеющая познавательное значение, в противопо­ложность речи развлекательной, должна вызвать у слушате­ля впечатление, что познания, которые он уносит с собой, стоили времени и внимания.

Впрочем, каждая речь любого типа содержит элементы информации и должна представлять интерес. Практические выводы, обусловленные характером информации и интере­сом к ней в данной аудитории, определят основную целевую установку оратора. Иногда беседа, по всей видимости пре­следующая познавательные цели, в действительности будет иметь агитационное значение. Доклад о том, как орудовали разбойники в XVI столетии, будет весьма занимательным и только. Но речь, имеющая в виду познакомить слушателя с приемами современных гангстеров, побудит аудиторию бо­лее настойчиво поднять голос за решительные меры к обуз­данию бандитизма. По своему значению такая речь фактиче­ски уже агитационная. В группе студентов изложение спосо­бов организации сельскохозяйственных кооперативов не найдет практического применения. Но такой же доклад для фермеров, хотя бы совершенно объективный с партийной точки зрения, будет ими принят как довод в спорах по воп­росу быть или не быть кооперативам или тем или иным фор­мам кооперативного сотрудничества.



Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление