ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.4. Убеждающая речь

Убедить -- значит логическими доводами доказать или оп­ровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая за­дача. На практике эти речи рассматривают как агитацион­ные, в которых любыми методами -- логическими и иными -оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и по­ведения, она не представляет собой призыва к непосредст­венному действию.

Предмет речи -- вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо). Показать, что данный кандидат будет президентом Соединенных Штатов, значит убедить по вопросу факта. А доказать, что он должен стать президентом, значит убедить по вопросу политики. Призывать же в речи к голосованию за кандидата -- выходит за ее пределы и составляет цель речи, побуждающей к действию.

Как и всякая речь, она должна быть интересной. Но ее интересный характер -• в самом вопросе или в его спорно­сти. Интерес, который оратор должен вызвать, если он еще не возник у слушателей, можно определить вопросом: «Чему же верить?» или «Что делать?» Две основные ошибки сопутствуют выбору предмета речи: или обращаются к теме, не представляющей реального или потенциального интереса, или обсуждают вопрос, который не в состоянии разрешить или хотя бы помочь его разрешению. Как избежать таких ошибок?

а)  Выбирайте действительно спорный вопрос

Если, прежде чем вы начали говорить, все уже согласны с вами, то незачем возбуждать интерес к теме и нечего ре­шать. А если речь оказывается бесцельной, слушатели будут скучать и жалеть о потерянном времени. Таким будет доклад в туристском клубе о преимуществе пешеходных экскурсий. Было время, когда вопрос, круглая земля или плоская, вызы­вал живой интерес; ныне это не вопрос. Если в данное время Конгресс рассматривает законопроект, вызывающий большие дебаты, у вас появится тема, интерес к которой уже сложил­ся у большинства слушателей. Но многие вопросы, вызывав­шие внимание год или даже месяц тому назад, утрачивают свою остроту. Конгресс или законодательный орган штата уже успели уладить их, хотя бы на текущий момент. Впро­чем, значительная часть политических и социальных про­блем не так-то легко поддается решению. Примеры: торговля спиртными напитками, налоги с торгового оборота, государ­ственный контроль над коммунальными услугами, тарифы, военное обучение (и другие вопросы военной подготовки), оборот предприятия, безработица, законность, регулирова­ние деятельности союзов, расовые проблемы. Выбирая одну из указанных тем, можно быть уверенным, что удастся вне­сти в нее нечто конструктивное и новое, о чем уже давно не слышала аудитория.

б) Выбирайте содержательную тему

Люди хотят, чтобы их развлекли и познакомили с пред­метами, которые интересны или сами по себе, или благодаря остроумной и увлекательной форме изложения. Но вопросы, касающиеся убеждений, по своей сущности практичны и серьезны. Скучно было бы слушать шутливые споры на тему, кто умнее -- мужчина или женщина и что появилось раньше -- яйцо или курица. Многие вопросы настолько дале­ки от слушателя, что представляют чисто академический ин­терес. Все же люди склонны думать, что если даже обсужде­ние вопроса ни к чему не -приведет, то он в какой-то мере непосредственно их касается. Для группы шекспироведов всегда интересен спор, написан ли «Макбет» именно в 1605 году или нет. Но для большинства слушателей такой вопрос был бы лишен всякого значения.

в) Выбирайте разрешимый вопрос

Это вовсе не значит, что вы сможете в одной речи разре­шить любой обсуждаемый вопрос. Но вы должны что-нибудь сделать для возможного решения. Заниматься вопросом, обитаемы ли другие планеты, было бы бесцельным умозрени­ем, пока нет средств представить доказательства. Некоторые содержательные спорные вопросы неразрешимы, поскольку еще отсутствуют фактические и поддающиеся учету данные. Последнее относится к предсказаниям на будущее время. Если вы остановились на проблемах, которые основываются только на теориях, позаботьтесь, чтобы они вызывали инте­рес, были правдоподобны и тем самым оправдали ваш выбор. Можно с пользой обсудить многие вопросы вкуса, например какой фильм или какая книга лучше, или что целесообраз­ней - небольшой колледж или укрупненный, хотя они не поддаются точному исследованию.


Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление