ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1. КАК СОБИРАТЬ МАТЕРИАЛ

Джемс Рассел Лоуэлл как-то в шутку дополнил евангель­скую проповедь о блаженствах еще одним «блаженством»: «Блаженны те, кому сказать нечего и кого не убедишь при­знаться в этом». Речь не может быть хорошей, если она ли­шена содержания. Имеется четыре источника накопления материала:1) личный опыт, 2) размышление и наблюдение, 3) интервью и беседы,4) чтение.

Как использовать их в каждом отдельном случае? Допу­стим, нужно приготовить доклад о состоянии здравоохране­ния в вашем городе. Прежде всего обратитесь в городской отдел здравоохранения и посмотрите, чем он занят. Вы смо­жете выяснить, каковы его бюджет, квалификация и обязан­ности сотрудников. Затем вы подумаете об особых условиях города с точки зрения здравоохранения: о чистоте на улицах и в переулках, о канализации, о надзоре за водоснабжением, о продовольственной инспекции, об уборке мусора и истреб­лении крыс и прочей нечисти. Составьте заметки по каждо­му вопросу. Не располагаете ли вы какими-нибудь живыми иллюстрациями, относящимися к состоянию улиц, санитар­ному надзору за домовладениями или к контролю над загряз­нением воздуха? Конечно, их следует добыть. Они были бы полезны в предстоящем выступлении.

Проверьте, не пропустили ли чего-либо существенного. Если, например, вы ограничились только вышеуказанными вопросами, то, наверное, будет обойден самый важный пункт -- о предупреждении инфекционных болезней. В до­полнение к материалу, обнаруженному на месте, можно многое узнать о задачах и деятельности органов здравоохра­нения, обратившись к книге.

Не в каждом случае следует прибегать ко всем перечис­ленным способам собирания материала, но при всех обстоя­тельствах необходимо обдумывать вопрос и обязательно за­глядывать в книги. Все эти способы находятся в тесном вза­имодействии. Обычно слушатель предпочитает речи, в которых докладчик делится личным опытом. Подумайте, не пригодится ли что-нибудь из непосредственно полученных вами данных для обоснования доклада. Можно использовать материал, почерпнутый вами у других лиц или из книг, при условии, чтобы это прозвучало для аудитории как нечто не­посредственно пережитое вами. Полезно призвать на по­мощь воображение •- не взамен фактов, а чтобы показать, что и как должно быть, или может быть, или будет.

Даниэль Дефо дал весьма яркое описание чумы, опусто­шившей Лондон в XVIII столетии. Однако он не был свиде­телем бедствия и связанных с ним ужасов.

Следить за литературными новинками и размышлять так же полезно, как и обращаться к опыту прошлого. Преподава­тели и студенты должны знать, насколько прошлогодние за­метки иногда теряют смысл. Всех нас обескураживали тщет­ные попытки обратиться к факту или доводу, которые год, месяц или даже неделю назад были хорошо известны, а ныне успели как-то ускользнуть из памяти. Беседы на избранную тему также имеют практический смысл и не только потому, что открывается возможность позаимствовать новую мысль, но и вследствие того, что в процессе разговора у нас всплы­вают идеи, которые так бы и покоились в глубине сознания. Действительно, даже не подозреваешь о многих своих взгля­дах, пока впервые не выскажешь их в беседе.

Когда студент, занятый подготовкой речи, встречает за­труднение, он может в случае необходимости воспользовать­ся советом авторитетных людей. Как правило, специалисты всех отраслей знания, если к ним обратиться с надлежащим тактом, будут рады уделить время ответам на вопросы. За­помните следующее:

а)  Приготовьте вопросы заранее.
б)  Четко объясните цель интервью.
в)   Будьте учтивы и не злоупотребляйте оказанным вам вниманием.
г)   Цитируйте правильно и не нарушайте доверия при использовании полученной информации.

Работа почти над каждой темой требует обращения к кни­гам. Возьмем для примера следующий случай. Студентка посе­тила донорский пункт. Ее доклад о том, что она видела, был самым интересным из всех, сделанных ею в течение курса. Он отличался конкретностью описания. Но многого в нем не хва­тало, потому что она не постаралась выяснить значение каж­дой из процедур, которые она видела, но не понимала. Только чтение могло восполнить этот пробел. Другой студент потер­пел подобную неудачу при докладе о деятельности профессио­нального союза, членом которого он был. Он хорошо говорил о том, что лично наблюдал: как собираются взносы, как прини­маются решения на местных собраниях, как члены союза вели себя во время стачки. Но когда пришлось делать выводы о со­юзе в целом, оказалось, что его знания не выходят за рамки деятельности местного комитета. Конечно, книги дали бы ему исчерпывающий материал.

При чтении следуйте нижеприводимым советам.

1. Читайте больше, чем практически нужно

Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас све­дений, из которого можно отобрать самое нужное. Если при­ходится «наскрести» последние остатки, слушатель непре­менно это заметит. У древа познания много ветвей, и корни его глубоки. Было бы большой смелостью, делая доклад по животрепещущему вопросу, ограничиться книгами и статья­ми, написанными несколько лет назад. В ваших же интере­сах как докладчика найти самые последние данные. Если цель доклада связана с законом, находящимся на обсужде­нии Конгресса, или новым административным постановлени­ем, необходимо принять их в соображение. Не раз докладчи­ки при обсуждении вопроса по радио были в замешательстве только потому, что полностью не ознакомились с обсуждае­мым законом или постановлением.

С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. В наш век газет люди забывают, что вещи, сказанные десять, пятьдесят или две тысячи лет назад, еще могут иметь большое значение. «Политика» Аристотеля, «Республика» Платона, «Опыты» Бэкона, «Взгляд назад» Беллами и «Воля к вере» Уильяма Джемса, не говоря уже о других капитальных произведени­ях,- обильные и щедрые источники больших мыслей.

2. Читайте без предубеждения н критически

Не давайте первому автору, на которого вы случайно на­толкнулись, сразу же предопределить строй ваших мыслей; не останавливайте свой выбор только на тех источниках, идеи которых соответствуют вашим. Пожалуй, труднее всего подыскивать и исследовать данные, которые противоречат вашим мнениям. Но ведь нет другого способа узнать, правы вы или нет. Иронически характеризуя человеческую приро­ду, Уилл Роджерс сказал: «Все, что я знаю, я вычитываю из газет». К приведенным словам прямое отношение имеет слу­чай с одним студентом, которого попросили объяснить неко­торые тезисы его речи. «Да ведь это то самое, что сказано в газетной статье»,-ответил он. Так как почти все статьи в газетах и журналах и почти каждая книга страдают непроиз­вольной тенденцией отобразить интересы автора, то поло­житься на один источник для исчерпывающей и объективной информации -- дело ненадежное. Не смущайтесь, если после всестороннего изучения вопроса придется изменить мнение. Новое убеждение, солидно обоснованное, станет поистине скорее вашим личным достоянием, чем старый предрассу­док, который не был продуктом мысли.

3.  Читайте с пользой

Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучае­мый в данный момент материал принес наибольшую пользу. Не поддавайтесь соблазну уклониться в сторону от главной цели из-за какого-нибудь интересного, но не относящегося к делу чтения. Приучайтесь вчитываться в статьи и книги в поисках нужной информации. Пользуйтесь советом Бэкона:

«Одни книги можно лишь попробовать, другие --проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить» (очерк «О научных занятиях»).

Изучите следующий раздел о поисках материала. Целесо­образное чтение требует умелого пользования библиотекой.

4.  В процессе чтения ведите записи

Если вы прочтете 1000 слов и затем напишете 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни од­ного. Неважно, что у вас хорошая память: впоследствии вы не сможете вспомнить ни специальных данных, ни подлин­ных слов автора, ни собственных мыслей, пришедших в го­лову во время чтения. Не ленитесь, не надейтесь, что потом сможете записать их. Приступив к чтению книги или статьи в журнале, держите под рукой бумагу и карандаш. Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание.

 
Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление