ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


6. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Если нужно описать или объяснить предмет, который можно доставить в аудиторию, проще всего показать его слу­шателям в натуре. Но если он слишком велик, слишком мал, чересчур сложен, то можно дать его в виде изображения или модели. В число наглядных пособий входят чертежи на до­ске, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы.

Всякое наглядное пособие привлекает внимание слушате­ля. Один студент в начале своей речи, желая показать, что разница в ценах на аспирин в таблетках ничем не оправдана, взял по таблетке в каждую руку и сказал:

Видите, у меня в каждой руке по таблетке аспири­на. Обе они стандартного образца. Обе одинаковой ве­личины. В них одинаковое содержание аспирина. Они совершенно одинакового качества. Но только одна-сто­ит в три раза дороже другой.
Начав таким образом речь, он сразу вызвал живой интерес слушателей. Более того, он создал убеждение, что поднимае­мый им вопрос имеет действительно большое значение.

Но главное назначение наглядных пособий заключается в подкреплении устного изложения и даже в замене его в речи информационного содержания. Многие предметы, техниче­ские вопросы, формулы слишком сложны, чтобы дать пред­ставление о них только путем устных объяснений. Изобра­жение или диаграмма в несколько секунд пояснят то, на из­ложение чего пришлось бы затратить не менее часа. Необхо­димо только тщательно соблюдать следующие правила.

1.  Пользуйтесь наглядными пособиями целесообразно

Если наглядный материал не существенно необходим для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно: он будет только отвлекать внимание слушателя от оратора и от того, что он говорит.

2.  Приготовьте пособия до начала речи

Если данные, которые наносятся на доску, очень сложны, их лучше выписать на нее заранее, до начала речи. Для ре­чей, произносимых в классе, лучше сделать это до заполне­ния классной аудитории. Необходимо самому освоить весь материал целиком. Также необходимо прорепетировать объ­яснения, сопровождающие показ пособий.

3.  Придайте наглядным данным общедоступный вид

Не включайте в чертежи, модели или таблицы словесных обозначений и вообще деталей, которые не были бы доста­точно видны всем слушателям. Статистические таблицы ча­сто бывают очень сложны и непонятны. Их содержанию не­трудно придать доступную форму диаграмм •- линейных, плоскостных, изобразительных и иных схематических обозначений, демонстрирующих размеры, тенденции и т. п. Сопровождая речь показом пособий, не становитесь между ними и слушателями.

4.  Тесно свяжите речь с наглядными пособиями

Ваши суждения должны быть крепко увязаны с показом пособий. Какими бы простыми и ясными ни казались диаг­рамма или объект, слушатели всегда захотят, чтобы им точ­но указали связь темы с пособиями.

5.   Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям

Станьте рядом с пособиями и обращайтесь непосредст­венно к аудитории за исключением моментов, когда прихо­дится показать какую-нибудь деталь. Пожалуй, главный не­достаток при пользовании пособиями тот, что волей-неволей несколько отрываешься от слушателей.

6.  Уберите пособие, как только миновала в нем надобность

Сотрите с доски все написанное, как только закончили с одними объяснениями и перешли к другим, иначе наглядный материал будет отвлекать внимание аудитории.

7.  Держите пособия при себе

Не раздавайте изображений и предметов слушателям, если только они не тождественны и не имеют непосредствен­ного отношения к вашим замечаниям, которые делаются при обозрении. Если слушатели заняты разглядыванием посо­бий, лучше сделать паузу.



Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление