ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


4. ЖЕСТЫ

1.   Сущность и назначение жеста

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движении рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произно­симых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увле­чением и убежденно без неуловимо сложного сочетания дви­жений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким обра­зом, в
жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ора­торам.

Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, пра­вильно пользоваться жестами трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на кур­сах искусства речи у вас возникнет острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сде­лать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибе­гайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда' преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвиж­ности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.

Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее харак­терными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень раз­вития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует дру­зей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприим­чивость к жестикуляции руками глубоко заложена в созна­нии слушателя. В сочетании со словами жесты тоже гово­рят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вно­сить в изложение нужную ясность.

Жест имеет ценное значение и как физическое выраже­ние творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удов­летворение. В известных пределах нам даже нравится на­блюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворе­ние физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у ко­торого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет
какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельно­сти. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помо­гает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощуще­ние этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

2.  Виды жестов

Вы можете в виде опыта применять различные жесты: жесты для выражения душевных движений, описательные, указующие, подражательные. Выразительные жесты наибо­лее употребительны. Напряженность, длительность, размах рук подчеркивают эмоциональную насыщенность идей. Эти жесты обычно сопровождают самые сильные, кульминацион­ные места речи, но могут также подчеркивать идеи умиро­творения, поощрения и похвалы, утешения и т. д.
Если, описывая разительный контраст в объеме двух книг, вы руками показываете приблизительно их размеры, вы прибегаете к описательным жестам. Равным образом при их помощи можно показать движение -- быстрое и мед­ленное, прямое и закругленное -- и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенден­ции роста, падения и т. д.

Автор со школьной скамьи помнит впечатление, произве­денное речью, которая была произнесена ректором универ­ситета на собрании учеников средней школы. Из всего ска­занного в ней навсегда в памяти осталось представление о том, как безжалостно судьба карает молодых людей, не об­наруживающих признаков исправления. Оно запечатлелось только благодаря наглядному изображению -- оратор схва­тил воображаемого юнца за шиворот, приподнял его над кра­ем эстрады и швырнул в «бездну». По крайней мере для од­ного из слушателей благодаря этому жесту речь осталась в памяти на всю жизнь.

Указующие жесты -- самые простые из всех видов. Обыч­но они состоят в указании рукой или пальцем местоположе­ния или направления. Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом пользуются подража­тельной жестикуляцией. Попытайтесь оживить следующее описание при помощи подражательных приемов, не упуская из виду, что жест не только движение рук и кистей рук.

Наконец лакей провел нас в святое святых -- в каби­нет великого дельца. Несмотря на неважное настрое­ние, мы едва не рассмеялись. Перед нами, неподвижно развалившись на вращающемся кресле, сидел толстый-претолстый человек -- такого я, пожалуй, никогда прежде не не видывал. Своими пухлыми руками-коро­тышками он тщетно пытался дотянуться до выступаю­щего вперед круглого лба; маленькие глазки, прищури­ваясь, посматривали на потолок, как будто найти нас можно было только там. Не менее смутил нас и его голос. Нам показалось, что какой-то капризный малыш, спрятавшись за креслом, спросил: «Ну что, нашли вы мои прелестные рисунки, гм? Нашли их?»

В данном случае и во многих других иллюстративных от­рывках оратор перевоплощается, как актер, однако с той разницей, что к внешним мимическим приемам и подража­нию голосам он прибегает только в виде легких штрихов. Но если вы отдаетесь во власть воображения, невозможно про­тивостоять желанию совершенно изменить и голос и мане­ры, когда речь идет об определенной человеческой внешно­сти и поведении.

3.  Правила пользования жестами

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибе­гайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали под­нимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым рас­пугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

б)  Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

в)  Управляйте жестами. Не .старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; по­мните, что жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепля­емого им слова.

г)  Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразитель­ность.

д)  Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответство­вать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

Как только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое время упражнениям в его технической отделке.

В общем во время речи не следует думать о жестикуля­ции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрез­мерна и ее следует сократить.


Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление