2. При помощи зеркала учитесь принимать правильную позу, описанную на стр. 166. Затем во время произнесения речи попытайтесь оставить ту позу и снова принять ее. Пробуйте сделать шаг вправо, влево, назад и затем вперед при переходах в речи от одного к другому.
3. Прочитайте вслух каждый из приведенных отрывков сначала без выражения, вчитываясь только в смысл, а затем уже с предельной выразительностью, с чувством. У вас возникнет ощущение явного напряжения и неодолимая потребность разрядить его в жесте. Дайте жесту свободу.
Они ухватились за канат и, понатужившись, стали тянуть изо всех сил. Наконец, когда с отчаянными усилиями они сделали последний рывок, шлюпка сдвинулась и начала скользить вперед на более глубокое место.
Все выше, выше поднимался он, все быстрее и быстрее, пока совсем не скрылся из глаз.
Нагнувшись, он достал огромную железную полосу. Медленно занес ее над своей головой и, тщательно нацелившись, вдруг со всей силой опустил на колышек.
Осторожно, а то будет плохо! Подайтесь назад каждый, каждый отступайте назад дальше, еще дальше!
Мы неслись, неслись и неслись навстречу этому предмету, пока наконец не сбили его. Ничего не должно быть на нашем пути: ни семьи, ни друзей, ни даже сна или отдыха! Такое уж наше дело, наше единственное дело, пока оно не сделано.
Все выше, выше поднимался он, все быстрее и быстрее, пока совсем не скрылся из глаз.
Нагнувшись, он достал огромную железную полосу. Медленно занес ее над своей головой и, тщательно нацелившись, вдруг со всей силой опустил на колышек.
Осторожно, а то будет плохо! Подайтесь назад каждый, каждый отступайте назад дальше, еще дальше!
Мы неслись, неслись и неслись навстречу этому предмету, пока наконец не сбили его. Ничего не должно быть на нашем пути: ни семьи, ни друзей, ни даже сна или отдыха! Такое уж наше дело, наше единственное дело, пока оно не сделано.
4. Представьте в письменном виде, не более чем в 100 словах, анализ манер, позы и жестов четырех товарищей по классу. Отметьте, удовлетворительны ли поза, движения, выражение лица, и, если была применена жестикуляция рук и кистей, отметьте вид и качество этих жестов.
5. Заучите наизусть прозаический отрывок в 200 слов из выборки (приложение III) и прочитайте его перед классом. При подготовке сверяйтесь с формой «Критические замечания: внешний облик оратора».
ФОРМА КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРАКласс. Имя _ Дата .
Названи е темы___
Пункты | * | Замечания |
ВНЕШНОСТЬ И МАНЕРЫ | ||
Правильно избрано место (относительно к кафедре и аудитории)? | ||
Непринужденно держится? | ||
Уверенно ли? | ||
Дружеский тон? | ||
Воодушевлен? | ||
Приятное выражение лица? | ||
Хмурится? | ||
Застывшее выражение? | ||
Обращена речь ко всем? | ||
Смотрит на слушателей? | ||
Есть непосредственное общение? | ||
ПОЗА | ( t | |
Прямая, энергичная? | ||
Скованная? | ||
Неудобная? | ||
Правильно поставлены ноги? | ||
Откидывается назад? | ||
Сутулится? | ||
Неправильное положение рук? | ||
Неправильное положение головы? | ||
Достаточно подвижности? | ||
Бесцельные движения? | ||
ЖЕСТЫ | f | |
Целесообразны движения рук? | , , | |
Целесообразны движения кистей? | ( , | |
Слишком много жестов? | ||
Мало жестов? | ||
Естественны жесты? | ||
Осмысленны жесты? | ||
Разнообразны жесты? | f | |
Уместны жесты? | f , | |
РАЗНОЕ |