1.   Повторите перед зеркалом речь, которую предстоит произнести. Приучайтесь вносить изменения в выражение лица, как указано на стр.  164. Приучайтесь переводить взгляд при произнесении различных частей речи.

2.   При помощи зеркала учитесь принимать правильную позу, описанную на стр. 166. Затем во время произнесения речи попытайтесь оставить ту позу и снова принять ее. Про­буйте сделать шаг вправо, влево, назад и затем вперед при переходах в речи от одного к другому.

3.   Прочитайте вслух каждый из приведенных отрывков сначала без выражения, вчитываясь только в смысл, а затем уже с предельной выразительностью, с чувством. У вас воз­никнет ощущение явного напряжения и неодолимая потреб­ность разрядить его в жесте. Дайте жесту свободу.
 
Они ухватились за канат и, понатужившись, стали тянуть изо всех сил. Наконец, когда с отчаянными уси­лиями они сделали последний рывок, шлюпка сдвину­лась и начала скользить вперед на более глубокое мес­то.

Все выше, выше поднимался он, все быстрее и быс­трее, пока совсем не скрылся из глаз.

Нагнувшись, он достал огромную железную полосу. Медленно занес ее над своей головой и, тщательно на­целившись, вдруг со всей силой опустил на колышек.

Осторожно, а то будет плохо! Подайтесь назад каж­дый, каждый отступайте назад дальше, еще дальше!

Мы неслись, неслись и неслись навстречу этому предмету, пока наконец не сбили его. Ничего не долж­но быть на нашем пути: ни семьи, ни друзей, ни даже сна или отдыха! Такое уж наше дело, наше единствен­ное дело, пока оно не сделано.

4.   Представьте в письменном виде, не более чем в 100 словах, анализ манер, позы и жестов четырех товарищей по классу. Отметьте, удовлетворительны ли поза, движения, выражение лица, и, если была применена жестикуляция рук и кистей, отметьте вид и качество этих жестов.

5.   Заучите наизусть прозаический отрывок в 200 слов из выборки (приложение III) и прочитайте его перед классом. При подготовке сверяйтесь с формой «Критические замеча­ния: внешний облик оратора».


 
ФОРМА КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА
Класс. Имя _ Дата .
Названи е темы___
 
Пункты * Замечания
ВНЕШНОСТЬ И МАНЕРЫ    
Правильно избрано место (относительно к кафедре и аудитории)?  
Непринужденно держится?  
Уверенно ли?  
Дружеский тон?  
Воодушевлен?  
Приятное выражение лица?  
Хмурится?  
Застывшее выражение?  
Обращена речь ко всем?  
Смотрит на слушателей?  
Есть непосредственное общение?  
ПОЗА (   t  
Прямая, энергичная?  
Скованная?  
Неудобная?  
Правильно поставлены ноги?  
Откидывается назад?  
Сутулится?  
Неправильное положение рук?  
Неправильное положение головы?  
Достаточно подвижности?  
Бесцельные движения?  
ЖЕСТЫ f  
Целесообразны движения рук? ,   ,  
Целесообразны движения кистей? (   ,  
Слишком много жестов?    
Мало жестов?    
Естественны жесты?    
Осмысленны жесты?    
Разнообразны жесты? f  
Уместны жесты? f   ,  
РАЗНОЕ    
* Можно применить любую форму оценки, например, плюс - положи­тельно.