ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


Глава VIII ГОЛОС

По мнению архиепископа Мэджи, существуют три кате­гории ораторов: «Одних можно слушать, других нельзя слу­шать, третьих нельзя не слушать». То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас. Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще.

Голос -- это мы и наши мысли. За весьма редкими'исклю­чениями, каждый человек от природы имеет голос, который может стать отчетливым, сильным, богатым оттенками. У большинства детей голоса чистые и звенят, как колокольчи­ки. Даже маленькие дети часто говорят совершенно четко. Но что происходит с большинством людей, когда они стано­вятся старше? Из-за лени или по небрежности они начинают бормотать или глотать отдельные звуки: их голоса становят­ся нервными, резкими, гнусавыми, монотонными. У многих речь загромождается нечленораздельными звуками, оговор­ками и т. д. Трудно понять, почему люди так мало знают и так мало заботятся о даре речи, столь важной для их блага.

На отношение к вам товарищей или людей, от которых вы зависите, ничто так не влияет, как впечатление от ваше­го голоса. Ничем так не пренебрегают и ничто так не нужда­ется в постоянном внимании, как голос.

У студентов колледжа почти никогда не бывает безна­дежно плохих голосов, но большинство их крайне нуждается в постановке. Учащиеся этого возраста достаточно молоды, чтобы исправить навыки речи. Психолог Уильяме Джемс сказал:

Если период между двадцатью и тридцатью годами является критическим с точки зрения формирования интеллектуальных и профессиональных навыков, то пе­риод до двадцати лет еще более важен для приобрете­ния, так сказать, личных привычек, например, умения владеть голосом и речью, правильным произношением, жестами, телодвижениями. Вряд ли после двадцатилет­него возраста можно изучить иностранный язык так, чтобы не чувствовался акцент; вряд ли юноша, перене­сенный в лучшую среду, перестанет говорить в нос и отвыкнет от других недостатков речи, которые он вос­принял от окружающих еще в годы своего формирова­ния.

Голосовой аппарат состоит из четырех частей: дыхатель­ных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов. Ды­хательные органы -- нечто вроде мехов; они включают лег­кие, мускулатуру, втягивающую воздух в легкие, и другие мышцы, которые для сильных и контролируемых выдыханий, требуемых речью, выталкивают воздух из легких. Вибрато­ры - это голосовые связки. Они расположены горизон­тально в дыхательном горле, где оно переходит в гор­тань, и прикреплены к передней стенке так, что в ослаб­ленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из легких воздушный поток заставляет их быстро вибрировать, порож­дая звуковые голосообразующие колебания. Резонаторы. включают гортань, полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок. Изменения в форме и объеме полости рта придают во время речи отчетливость каждому звуку или создают ре­зонанс. Артикуляторы, наиболее важные из которых язык, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо, образуют из звуков слоги и слова.
 


Органы дыхания похожи на воздуходувные мехи. Сокращаясь, диафраг­ма втягивает воздух в легкие. Несколько брюшных мышечных систем, под­пирающих диафрагму и нажимающих на грудную клетку, вытесняют воздух из легких.

Голосовые связки в натянутом и сомкнутом состоянии, когда воздух из легких проходит через них, вибрируют, как губы трубача; так возникает голос.
Резонирующие камеры (гортань, рот, полость рта) расширяют и обога­щают звук, как надставная труба или раструб.

Артикуляторы (язык, губы, зубы и т. д.) образуют индивидуальные зву­ки с помощью изменений в размере и форме полости рта и посредством расчленений и сцеплений в свободном звучании.

Эти четыре части голосового аппарата участвуют в созда­нии пяти элементов голоса: а) звучности; б) темпа; в) вы­соты; г) тембра; д) артикуляции (вместе с произношением). Каждый из пяти элементов голоса в большей или меньшей степени зависит от всех четырех частей голосового аппарата и оказывает некоторое влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь иек-аж-ает тембровую ок­раску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неясную дикцию. Для удобства отложим до следующей главы изучение арти­куляции н произношения.



Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление