ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


3.4. Недостатки интонирования

Некоторые дурные привычки интонирования весьма до­саждают оратору. Для их преодоления необходимо пройти курс практических занятий.

а) Монотонность

Монотонная речь в ее предельном выражении - речь на одной неизменной высоте звука. Однако если даже на протя­жении одной фразы высота меняется только на два или три тона, речь остается монотонной. В большинстве предложе­ний вы должны пользоваться не менее чем семью полными
тонами, или диапазоном октавы. Для произнесения чрезвы­чайно напряженных мест могут понадобиться и две октавы. Проверьте диапазон вашего голоса по роялю или напевая гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Определите, какова у вас средняя или наиболее подходящая высота тона. Затем попробуйте поднять ее или опустить на несколько тонов. Произносите восклицание «А!» в медленном темпе, начиная с высокой ноты, с какой только возможно, и спускаясь до предельно низкой. Затем идите обратным порядком. Прислу­шайтесь к самому высокому и самому низкому звучанию. Обратите внимание, насколько диапазон в данном случае шире, чем это возможно, по мнению новичков, в речи.

б)  Слишком высокий тон

Амброз Бэре однажды отметил как положительный факт «неправильное представление о предельной высоте голоса». Несомненно, чрезмерно повышенный тон возникает от из­бытка рвения. Спорщики, например, в запальчивости часто начинают говорить слишком высоким голосом. Но то же са­мое может произойти в результате недостаточного дыхания или застенчивости. В чем бы ни заключалась причина, след­ствием являются слабость и неустойчивость голоса.
Если у вас слишком высокий голос, вам необходимо серь­езно поупражняться, чтобы снизить его. Читайте ежедневно вслух, расслабив мышцы гортани, пока естественный низкий тон не станет привычным и более удобным. Рекомендуемые ниже упражнения окажутся весьма полезными.

в) Слишком низкий тон

Причина этого недостатка в большинстве случаев заклю­чается в отсутствии увлечения и энергии. В обоих случаях средства излечения очевидны. Но бывает, что робкие или внезапно оробевшие ораторы начинают говорить, снизив звучность и высоту тона. Если у вас неполадки с голосом именно по этой причине, решительно и немедленно перехо­дите к патетической речи. Нужно только набраться смело­сти. Сделайте решительную попытку, рискните! Воображенне поможет. Если бы даже вам пришлось отрабатывать речь в маленькой комнатке, вообразите, что вы обращаетесь к публике, находящейся от вас в пятидесяти футах. Выбери­те отрывок, в котором говорится о решительных, безотлага­тельных действиях; подчеркните слова, требующие особен­ного упора, и для практики произнесите их даже с избытком выразительности. Произнесите следующую фразу, стараясь подчеркнуть, насколько возможно, чрезвычайно большой размер денежной суммы. Проследите, какова будет высота тона при произнесении слов, выделенных курсивом.

По данным Министерства торговли строительство обойдется в четыреста пятьдесят миллионов долла­ров!

г) Недостаток выразительности в более значительных словах

В связи с тем, что уже говорилось ранее, данный вопрос не нуждается в пространном обсуждении. Полезно для про­верки интонирования сначала испробовать, достаточно ли выразительно звучат у вас существительные и глаголы, и за­тем, довольно ли быстро вами произносятся вспомогатель­ные слова •- прилагательные и наречия. Отчасти благодаря вошедшему в привычку расточительному употреблению при­лагательных и наречий мы в общем недостаточно вырази­тельно произносим их. Однако если определяющее слово не заслуживает подчеркивания интонацией, вряд ли оно умест­но в предложении. Попробуйте сказать фразу: «Это была очень тяжелая работа» -- без изменения интонаций в словах очень тяжелая. Теперь попробуйте сказать с чувством: «Это была тяжелая работа». Обратите внимание на измене­ние интонаций в слове тяжелая. Какая из этих фраз создаст большее впечатление?

д) Повторные интонационные обороты.

Оратор может избрать подходящий мелодический оборот для данной фразы, но, настойчиво повторяя его, может сдедать его невыразительным и скучным, как уже надоевшая и когда-то популярная песенка. Проработайте следующую фразу сначала с одним и тем же мелодическим оборотом для каждого последующего утверждения, а затем внесите разно­образие:

Я имел лишь морские сухари в качестве пищи, лишь мерзлую грязь вместо воды, лишь ельник взамен крова, только койотов для компании.

Если вы примените спадающие интонации, словно окан­чивая фразу, на словах пищи, воды, крова, создастся впе­чатление монотонности и отрывистости. Если прибегнете к интонационному подъему или будете одинаково задержи­ваться на этих словах, впечатление окажется не лучшим, исключая падающую интонацию на слове компании, необхо­димую в конце всей фразы и вносящую некоторое облегче­ние. Должные перемены интонации требуют достаточного сходства в словах пищи, воды и крова, чтобы подчеркнуть их параллелизм, но в то же время и некоторого различия, чтобы придать им приятное для слуха своеобразие. То же самое справедливо в отношении слов морские сухари, мер­злую грязь, ельник и койотов.

Ошибочный оборот в интонировании, довольно часто встречающийся, начинается с весьма высокого и сильного звучания, которое затем по мере приближения к концу неук­лонно падает в тоне и силе Если при чтении следующего отрывка вы сделаете выразительный упор на слова, напеча­танные курсивом, получится только что указанный резуль­тат:

Когда я говорю о познании греко-римского антич­ного мира, как о свободе познания нас самих и вселен­ной, я имею в виду не необходимость изучить такой-то словарный запас, столько-то грамматических пра­вил, столько-то отрывков на греческом и латинском языках, я имею в виду познать самих греков и рим­лян, их образ жизни, а также что они представляли и что дали человечеству.

Ошибка, характерная для неуверенных в себе ораторов, заключается в том, что завершающее слово в той или иной отдельной мысли произносится нерешительно, неопределен­но, с какой-то средней интонацией. Это катастрофический недостаток, так как завершение фразы определяет отноше­ние самого оратора к высказываемой мысли.

Упражнения в интонациях

1.  На сколько ладов можете вы произнести простую фра­зу, устанавливающую факт: «Джим Браун и Роберт Джонс прибыли в город»? Акцентируйте сначала Джим, потом Бра­ун, затем последовательно каждое слово в предложении. Об­ращайте внимание на изменение смысла фразы.

Далее повторяйте это предложение, придавая ему значе­ние не только фактической справки. Придавайте ему выра­жение любопытства, отвращения, гнева, умиротворенности, утомления, утешения, тревоги, угрозы и т. д. Если сначала вы не сможете уловить смену интонации, пригласите на по­мощь приятеля. Прислушивайтесь к интонациям друг друга и анализируйте их.

2.  Произносите каждое из следующих предложений сна­чала, как будто вы чувствуете лень или вам хочется спать, затем -- как будто вы бодро, деловито настроены, и, наконец, как будто вы возбуждены. Прислушивайтесь к разнице и вы­соте и длительности звучания от начала до конца.

Первый приз -- сто долларов.
Мы отправляемся на дачу.
Счет был семь к шести.
Поезд отходит.

3.  Оживленная беседа вызывает непрерывную смену ин­тонаций.