ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.8. План по схеме: факт и его практическое значение

Джесси У. Рэндэлл, выступая в качестве председателя правления компании по страхованию путешествующих, по­святил половину речи проблеме аварий на автотранспорте. Он доказал, что в большинстве несчастные случаи происхо­дили по вине небольшого числа водителей, главным образом из молодежи, и затем заявил.
 
Итак, если весь вопрос для вас и для нас заключает­ся только в молодых водителях, почему так мало дела­ется для его разрешения?

Поставив вопрос таким образом, он перешел от фактиче­ской его стороны к практическим выводам. В первой части речи он заставил слушателей почувствовать всю серьезность проблемы, а во второй -- он стал убеждать их перейти к действиям.

Многие ораторы потому и не имеют успеха, что на протя­жении всей речи вязнут в фактах, которые «не звучат» для слушателя. Они не умеют поставить слушателя в центр раз­вертываемой перед ним картины. Они никогда со своих под­ступов: «То или другое правильно» - не могут перейти к са­мому главному: «Что это значит для вас?»

В обсуждаемом нами плаье совершенно необходимо уста­новить связь между слушателями и тем, что говорится в речи. План развертывается по трем разделам: факты, их практическое значение, призыв к действию. К примеру, речь перед группой фермеров состояла из разделов:

I.  Каковы факты, свидетельствующие об эрозии по­чвы?

II.  Что значит факт эрозии почвы для вас?

III.  Что можете (или должны) вы сделать в связи с этим?