ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
2.8. План по схеме: факт и его практическое значение
Джесси У. Рэндэлл, выступая в качестве председателя правления компании по страхованию путешествующих, посвятил половину речи проблеме аварий на автотранспорте. Он доказал, что в большинстве несчастные случаи происходили по вине небольшого числа водителей, главным образом из молодежи, и затем заявил.
Итак, если весь вопрос для вас и для нас заключается только в молодых водителях, почему так мало делается для его разрешения?
Поставив вопрос таким образом, он перешел от фактической его стороны к практическим выводам. В первой части речи он заставил слушателей почувствовать всю серьезность проблемы, а во второй -- он стал убеждать их перейти к действиям.
Многие ораторы потому и не имеют успеха, что на протяжении всей речи вязнут в фактах, которые «не звучат» для слушателя. Они не умеют поставить слушателя в центр развертываемой перед ним картины. Они никогда со своих подступов: «То или другое правильно» - не могут перейти к самому главному: «Что это значит для вас?»
В обсуждаемом нами плаье совершенно необходимо установить связь между слушателями и тем, что говорится в речи. План развертывается по трем разделам: факты, их практическое значение, призыв к действию. К примеру, речь перед группой фермеров состояла из разделов:
I. Каковы факты, свидетельствующие об эрозии почвы?
II. Что значит факт эрозии почвы для вас?
III. Что можете (или должны) вы сделать в связи с этим?